Итак, скандальным, рассчитанным на серьезный резонанс и явно оскорбительным для тех политических групп, которые привыкли себя считать хозяевами Украины, заявлениям Игоря Валерьевича уже «несть числа». Начало серии интервью было весьма впечатляющим, поскольку Коломойский встретился не с кем-либо, а с корреспондентом российского канала НТВ, ненавидимого патриотической общественностью более других СМИ РФ из-за редкостной бесцеремонности и радикальности оценок происходящего на Украине. Войну в Донбассе олигарх назвал «гражданским конфликтом», сказал, что «мы, украинцы сами виноваты» в этом, высказался за прямые переговоры с ЛДНР и, наконец, указал на необходимость Путина для России, указав при этом на его историческое величие. Позднее для украинских СМИ он конкретизировал тезис об ответственности украинцев за гражданский конфликт: в его разжигании виновны те «революционеры, которые бегали по парламенту и отменяли законы», считает олигарх.
Интервью Коломойского двухдневной давности, данное Financial Times, прочно удерживает топовую позицию в новостной ленте. Это совсем не удивительно, ибо оно представляет собой не что иное, как заявку на глобальный пересмотр политического курса. Российские эксперты увидели в предложении бизнесмена объявить дефолт по долгам Украины попытку сбросить с себя бремя невыплаченных российских кредитов. Но думается, что это не так, поскольку эта идея идет в пакете с тезисами, корректирующих ее совершенно определенным образом. Во-первых, крайне негативная трактовка роли США в судьбе нынешней Украины: «Это ваша игра, ваша геополитика. Украина вам не важна. Вы хотите навредить России, а Украина только повод». Этот взгляд вообще никак не отличается от оценки ситуации, даваемой российскими властями. Другой тезис — это вред, наносимый программой жесткой экономии МВФ населению Украины. Такое ощущение, что английскому изданию интервью давал не украинский олигарх, а российский политолог Сергей Марков.
Почему «спаситель отчества», вооружавший и финансировавший первые нацбаты, прославившие себя многочисленными военными преступлениями и преступлениями против человечности в Донбассе, сменил точку зрения и выступает фактически с пророссийских позиций?
Коломойский несомненно человек умный и предельно точно оценивающий политическую конъюнктуру, что видно хотя бы из этого пассажа: «Если Зеленский будет слушать (Запад) и не принимать собственных решений, он закончит как Порошенко. У него будут те же цифры на выборах — 5, 10, 15% вместо 73%».
Абсолютно верное наблюдение и, в общем, правильный совет новоизбранному президенту по поводу политической стратегии, имеющей целью сохранить политические преимущества, с которыми он одержал победу на выборах.
Действительно, если телеобраз Голобородько, порвавшего с МВФ, восстанавливающего отношения с России в ущерб евроатлантической интеграции, будет воплощен в реальности, это совершенно точно обеспечит партии Зеленского большинство на парламентских выборах. Кстати, с последними Коломойский предлагает не спешить, чтобы к осени нынешний парламент окончательно опротивел людям и они прокатили все старые политические силы.
Теперь важно понять, можно ли такое видение происходящего воспринимать как заявленную программу действий новой власти? Или, возможно, это просто скандальная информационная кампания, рассчитанная на то, чтобы представить Зеленского политиком, который потенциально является идейным близнецом своего телеперсонажа, но не может себе позволить в одночасье раскрыть все карты, дабы не быть «сожранным» американскими кураторами?
Возможно, за него это делает Коломойский, принимая удар на себя. Ему все равно нечего терять, поскольку в США уже возбуждено против него уголовное дело, а юрист Дональда Трампа Руди Джулиани предложил главе украинского государства «сдать тест» и арестовать олигарха. Ранее Зеленский уже заявлял, что его команда будет выполнять программу МВФ, однако и Коломойский в прошлом не выдавал таких фантастических откровений, которыми в последнее время он начал фактически создавать на Украине новое политическое пространство.
Я предполагаю, что наиболее радикальные идеи олигарха типа дефолта так и останутся идеями. Их цель — продемонстрировать России, что Украина в принципе способна дистанцироваться от Запада и сблизиться с Россией. Это еще и очень серьезное повышение ставок в отношениях с США. Коломойский фактически ставит ультиматум — списывайте долги или мы поставим крест на евроатлантической интеграции. Но это высказанное. А невысказанное тоже прочитывается: прекратите преследовать меня. С МВФ начинается торг.
Коломойскому нужны $2 млрд от «Приватбанка» и возможность начать кампанию по перераспределению финансовых активов и собственности, как это происходило на Украине каждый раз при смене власти. Фонд, естественно, не одобрит ситуацию, при которой один из олигархов получит преимущественные возможности для отъема средств у других. Дефолт — это попытка шантажа с целью убедить МВФ закрыть глаза на возвращение прежней системы вещей.
Поэтому, как бы фантастически ни звучали высказывания Коломойского, мне кажется, что это его традиционный подход: запугивание, передергивание карт, игра краплеными для извлечения из путаницы слов, понятий, провоцирования страхов, скандалов и обид наибольшей выгоды. Но игра, как и любит олигарх, сопряжена с высокими рисками, если понять, с кем он решил потягаться силами. Кажется, что вероятность поражения куда выше, чем победы.