Три корабля ВМС Украины с 24 моряками были задержаны 25 ноября 2018 года после того, как нарушили государственную границу России. Они вошли во временно закрытую акваторию территориального моря РФ и двинулись из Черного моря к Керченскому проливу. Требованиям российских властей моряки не подчинялись.
Международный трибунал по морскому праву, который проходил в Гамбурге, 25 мая обязал РФ освободить два украинских корабля и вспомогательное судно, а также 24 моряков. Однако трибунал не считает необходимым требовать от РФ прекратить уголовное дело задержанных украинских моряков.
«…Решение Международного суда ООН по морскому праву об освобождении наших моряков и судов требует мировой реакции. Надо сказать государствам-членам организации: если такие решения России не указ, то так же захватят ваших граждан, имущество и суда. Обращаюсь к президенту Зеленскому — требуйте немедленного созыва Совета Безопасности ООН и реакции членов Группы Семи и ЕС. Требуйте, чтобы мир сказал свое слово», — написал Арсений Яценюк на своей странице в соцсети Facebook.
После оглашения решения трибунала российский МИД заявил, что в ходе последующего арбитражного разбирательства намерен отстаивать свою позицию, в том числе об отсутствии у трибунала юрисдикции рассматривать этот вопрос.
Ранее Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев назвал нелегитимным решение Международного трибунала по морскому праву ООН об освобождении украинских моряков и судов, которые арестованы после инцидента в Керченском проливе.
В свою очередь кандидат юридических и политических наук, доцент РАНХиГС при президенте РФ Кира Сазонова убеждена, что Москва «может расслабиться». По ее словам, решение Международного трибунала по морскому праву не имеет для РФ юридической силы из-за оговорки, сделанной Москвой при подписании документа о создании трибунала и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Согласно этой оговорке, решения трибунала не могут влиять на Россию, если дело качается ее национальной безопасности. А, ввиду вхождения Крыма в состав РФ в 2014 году, инцидент в Керченском проливе является вопросом внутреннего суверенитета РФ.