Дмитрию Кожухову 29 лет. По образованию он специалист по банковскому делу. Эту специальность он получил в местном донецком университете имени Туган-Барановского. Однако склонность к финансовым делам уступила в его душе склонности к культуре.
Несколько лет назад он организовал во фронтовом Донецке на улице Университетской культурный центр «Куприн», в котором собирается творческая элита ДНР, среди которой есть и авторы Украина.ру — поэтесса Анна Ревякина и писатель Олег Измайлов.
- Как вы отнеслись к предоставлению упрощенного получения российского гражданства для жителей ЛДНР? Как эту новость встретили в Донецке?
— Прежде всего с воодушевлением. Где-то глубоко теплилась надежда на подобный поворот событий, но разум всякий раз отметал её. Поэтому первые часы я не мог поверить в происходящее.
Запущенный процесс, безусловно, упростит жизнь огромного количества граждан, которые давно шли к цели получения гражданства, в особенности тех, кто планировал обосноваться на территории РФ.
Я же планирую оставаться дома, поэтому для меня это прежде всего защита и надежда на прекращение военных действий, ведь теперь получается, что с территории Украины будут сыпаться снаряды не по своим взбунтовавшимся соотечественникам, а по гражданам другого государства, следовательно, и реакция на подобные действия должна быть иной.
Учитывая тот факт, что вращаюсь я в кругах единомышленников, то мои мысли по поводу упрощенной схемы разделяют и они. Отрадно видеть, как вновь загорается огонек надежды и веры в победу даже у тех, кто многого лишился и потерял, знать, будем жить!
- В прежние времена, когда Донецк был составной частью Украины, в Киеве и Львове дончан представляли как бескультурных, злых и тупых орков-пролетариев, которые непрестанно мочатся в подъездах. Говорили: мол, никакой культуры в Донецке нет — это обычный пролетарский поселок. А вы как считаете: есть в Донецке культура, причем в Донецке фронтовом? Если да, то что она из себя представляет? Есть какие-то интересные имена?
— Поскольку на первый вопрос приходится отвечать довольно часто, то уже выработался своего рода универсальный ответ, который заключается в том, что наша культура извлечена из недр земли, выплавлена в подобных жерлу вулкана печах, выстругана на станках и отполирована классиками мировой литературы.
То есть наша культура выражена не только в привычной форме искусства и представлена, например, оперным певцом Соловьяненко или военным фотокорреспондентом Халдеем, она прежде всего выражена в труде шахтера Стаханова.
Донецк фронтовой — особый случай. С начала весенних событий 2014 года огромное количество людей, не связанных в прошлом с культурной деятельностью, стали писать стихи, картины, прозу, петь. Я этот феномен связываю с потребностью высказаться, чтобы быть услышанным вне созданного информационного вакуума.
Многие "культурные" личности довоенного времени покинули Донецк и, более того, поливают грязью все то, что здесь происходит. На их место пришли, пусть менее опытные, но открытые и честные имена, которые защищают свой край словом. Люди, которые были членами силовых структур, теперь поют в филармонии, бывшие военные учатся в училище культуры, преподаватели технических вузов оканчивают консерваторию. Их имена уже на афишах учреждений культуры, и мало кто ассоциирует их с прошлой деятельностью.
- А что за «культурные личности» покинули Донецк и поливают теперь его грязью?
— До войны у нас существовал арт-проект "Изоляция", практически все его участники эмигрировали в Киев и стараются максимально дистанцироваться от всего, что связано с Донецком.
Еще была отличная культурная площадка "Изба-читальня", где регулярно собиралась творческая молодежь. С началом военных действий тогдашний владелец этого заведения Богдан Чабан не словом, а делом решил противостоять событиям Русской весны и пошел в добровольческий батальон воевать против людей, которых еще вчера угощал кофе в своём уютном заведении.
Он во время войны был уличен в мародерстве, а ныне открыл на полученный грант мариупольский вариант "Избы", на открытии которой он сказал журналисту, например, такую фразу: "Мы еще в 2014 году с ребятами говорили, что если вернемся в Донецк, то будем жить в пределах одной военной базы и выезжать в город на хаммере. Такой себе Багдад".
- Одессит, киевлянин или харьковчанин может сказать с гордостью приезжему: вот в этом доме родился Бердяев или Вертинский, тут творил Бунин или Велимир Хлебников. А чем гордиться Донецку, ведь у него нет никакого культурного дореволюционного прошлого, нет каких-то крупных имен, которые бы дал Донецк. Говорит ли все это, что в Донецке нет серьезной культурной традиции? Или она все-таки есть?
— При всей своей молодой истории мы не умеем ценить даже то, что досталось нам за эти полтора столетия. Единицы дончан знают об архитектурных памятниках или известных личностях, родившихся в Донбассе. Да, их действительно немного по сравнению с Одессой, Харьковом или Киевом, но они есть.
Из деятелей культуры надо назвать следующих: кинематографист Ханжонков, композитор Прокофьев, фотограф Халдей, певец Кобзон, писатель Рыбас, художник Джарты, театральный режиссер Бровун, оперный певец Соловьяненко, певец Михей (Крутиков), поэтесса Хаткина, поэты: Пляцковский, Иванов (Беспощадный), Анциферов, Демидов.
Ныне здравствующие деятели культуры: хореограф Писарев, певица Братусь, писатели-фантасты Березин и Русанов, поэтесса Ревякина, писатель и историк Измайлов, бард Скобцов, филолог Теркулов, математик Шаталов С., режиссер Шаталов В.
Да даже весь русский рэп имеет донецкие корни: Влад Валов, основатель первой рэп-команды Bad Balance, тоже из Донбасса. Все эти люди прославляли или прославляют Донецк в своих сферах. Да, некоторые родились в области, но город для них стал центром мироздания. Безусловно, есть такие деятели современной культуры, как резидент "Камеди клаба" Ревва, эстрадный юморист Ветров или радиоведущая Тутта Ларсен, которые предпочитают замалчивать факт своего происхождения, но они тоже наши! Такое негативное отношение к своему происхождению в том числе навязано извне, нам постоянно внушали тот факт, что рабочие априори не могут быть культурными. Но, как я сказал уже выше, они и есть наш культурный слой, да, он непривычный, но он наш — родной, и нечего чураться того, на чем держится эта земля. Поскольку она выстрадана потом и кровью наших предков — простых работяг.
- Как и почему возникла идея создания «Куприна»? Зачем он был создан? Насколько он популярен у дончан? Как вы выживаете в этих непростых военных условиях?
— Создание культурного центра "Куприн" — это очередное опровержение того, что в Донецке культуры нет. Это вызов тем, кто считает, что здесь некому делиться своим творчеством и некому его преподносить. Наблюдение за тем, как регулярно заполняются до отказа концертные залы города, как невозможно достать билеты на спектакли в наш драматический театр, побудили к созданию альтернативной творческой площадки, где могут поделиться своими талантами не только признанные мэтры своего дела, но и простые дончане.
За два года существования проекта он, безусловно, занял свою нишу на культурной карте Донецка. Еженедельные мероприятия собирают стабильную аудиторию, которая и подталкивает к новым идеям и задумкам. Соответственно и выживаем мы преимущественно за счет поддержки этой аудитории.
Помимо творческих вечеров у нас регулярно проходят образовательные мероприятия, которые вылились уже в четкую систему. Стоит отметить, что и Министерство культуры ДНР обратило свое внимание на нашу деятельность. Так, благодаря победе в конкурсе инновационных проектов мы получили денежное вознаграждение на его реализацию и запустили серию исторических велоквестов по городу.
Министерство образования также не остается в стороне, в этом году мы стали единственной негосударственной площадкой, где прошла международная акция "Тотальный диктант".
- Я знаю, что у вас есть проект создания частного театра в Донецке. Расскажите о нем. В чем заключается проект и кто даст деньги на него? Есть ли помещение? Каким будет репертуар? Есть ли режиссер?
— Проект частного театра — это, по сути, следующая ступень развития "Куприна", поскольку за два года набралось достаточное количество участников, из которых можно сформировать полноценную труппу.
Учитывая, что в городе лишь один драматический театр, в который действительно трудно попасть, есть потребность в альтернативной театральной площадке, с полноценной сценой и зрительным залом, где будут ставиться спектакли донецких режиссеров, например Сергея Анатольевича Шаталова, у которого за плечами многолетний опыт сценических постановок в Донецке и за его пределами.
Поскольку труппа будет состоять как из профессиональных актеров, так и любителей, попасть в неё сможет любой желающий, пройдя своего рода отбор у режиссера. В планах привлекать к работе и других режиссеров, прежде всего молодых. Например, у нас есть молодая девушка Анастасия Сенкевич, которая получила режиссерскую специальность в харьковском вузе, а сегодня занимается постановками театральных шоу в Донецке.
Что касается средств на организацию и развитие театра, то мы рассчитываем на получение гранта или на сбор денег посредством краудфандинговой платформы. Проблема лишь в том, что гранты в республике не выдают, да и деньги в краудфандинге невозможно перевести на счет республиканского банка.
Поэтому средства возможно получить лишь на территории РФ. Вариантов с помещением несколько, все зависит от ресурсов, выделенных на запуск проекта. Например, как использование помещения актового зала в историческом здании, занимаемом ныне техникумом, или действующих залов ДК, так и размещение на одной из площадок для конференц-залов существующих бизнес-центров. Репертуар будет включать как классические постановки русских и иностранных авторов, так и новаторские постановки наших современников.