Сокращение PIGS было введено в 2008 году журналистами и финансовыми аналитиками, оно соответствует английскому слову «свиньи» и демонстрирует крайне негативное отношение к финансовой политике этих стран в еврозоне. Они имели тогда такой крупный государственным долг, что фактически находились на грани банкротства.
Но за десять с лишним лет все четыре страны Южной Европы заставили вспомнить ещё одну популярную ассоциацию со словом PIGS, а именно английскую фигуру речи «when pigs fly» (дословно — «когда свиньи полетят», русский эквивалент — «когда рак на горе свистнет»). Конечно, у них всё еще сохраняется достаточно высокое соотношение государственного долга к ВВП (Греция — 181%, Италия — 132%, Португалия — 121%, Испания — 97%), однако оно постоянно улучшается. Примечательно, что политические пертурбации в этих странах (например, длительное формирование правительств в Италии и Испании в минувшем году) уже не вызывают панической реакции инвесторов и заявлений о неминуемом долговом кризисе.
Однако с каждым месяцем у евробюрократов всё большие опасения вызывает Италия — и совсем не в связи с большими долгами этой четвёртой экономики Европейского союза. Дело в том, что вице-премьер этой страны и лидер партии «Лига» Маттео Сальвини выдвинут кандидатом в председатели Еврокомиссии от европейских крайне правых. Кроме того, Сальвини намерен сформировать в Европарламенте общую группу правопопулистов и евроскептиков «Европа наций и свобод» минимум в сто депутатов, и опросы показывают, что эта задача является выполнимой. Как отметила французская исследовательница Эммануэль Рёнгоа, «крайне правые сделали европейские выборы подлинной стратегической ставкой».
Стоит отметить, что Италия является единственной страной ЕС, которой управляет коалиция евроскептических партий, выступающих за отмену санкций против России и налаживание отношений между ЕС и РФ («Лиги» Сальвини и «Движения 5 звёзд» Луиджи Ди Майо), сформированная после парламентских выборов в марте 2018 года. В тот момент рейтинг «Движения» составлял 33%, «Лиги» — 17%, но ныне ситуация изменилась: рейтинг «Лиги» — 33%, «Движения» — 22%, хотя именно представитель последней, Антонио Конте, является премьер-министром. А вот вице-премьер и глава МВД Сальвини, которого критикуют за антииммигрантскую политику и защиту семейных ценностей, в том числе и партнёры по коалиции, является ныне самым популярным политиком в стране.
Согласно данным социологов по состоянию на 16 мая, «Лига» может получить более трети мандатов Европарламента (ЕП) от Италии — 25 из 73. «Движение 5 звёзд», которое планирует в новом созыве ЕП сформировать группу с британской «Партией Brexit», может рассчитывать на 19 мандатов. Демократическая партия Италии (входит в Партию европейских социалистов, ПЕС) получит на один мандат меньше, а когда-то всесильные христианские демократы (член Европейской народной партии, ЕНП) — всего лишь 7. Ещё на четыре места в ЕП от Италии могут рассчитывать правоконсервативные партии «Братья Италии» и «Вперёд, Италия!» (коалиционные партнёры «Лиги» на прошлогодних парламентских выборах).
Выборы Европарламента могут стать триггером досрочных парламентских выборов в Италии, которые готова инициировать «Лига», если эта партия, а также «Братья Италии» и «Вперёд, Италия!» покажут 26 мая хороший результат. Вице-премьер рассчитывает, что на парламентских выборах три эти партии смогут получить большинство, и сам Сальвини станет премьером. Безусловно, в досрочных выборах заинтересован и лидер партии «Вперёд, Италия!» Сильвио Берлускони, который после судебной реабилитации в мае 2018 года вновь получил право баллотироваться на любые посты в государстве.
Напомню, что этот опытнейший итальянский политик много лет дружит с Путиным, поддержал присоединение Крыма к России, неоднократно приезжал в Крым, за что ему запрещён въезд на Украину. Кроме этого Берлускони в 2014-м заявил, что относится с пониманием к провозглашению независимости ДНР и ЛНР, а также предупредил, что если Россия будет снова политически изолирована, то она переориентируется на Азиатско-Тихоокеанский регион. Кстати, Маттео Сальвини также неоднократно заявлял, что Запад должен официально признать Крым частью РФ, а 30 апреля сказал в интервью российским СМИ, что идея о вступлении России в ЕС нравится ему больше, чем идея о приеме туда Турции.
В других странах Южной Европы правопопулисты и евроскептики не имеют столь сильных позиций, как в Италии. Конечно, после досрочных парламентских выборов в Испании 28 апреля, по словам газеты El País, эта страна «перестала быть исключительной европейской страной без присутствия сильной правоэкстремистской партии в парламенте». Однако назвать впервые попавшую в испанский парламент партию Vox («Голос») «ультраправыми националистами» или «экстремистами» можно лишь в контексте либерального понимания политического процесса в Европе. На деле же это сила, выступающая за сохранение исторической идентичности и против наплыва мигрантов, поэтому Сальвини рассчитывает на евродепутатов от Vox во фракции «Европа наций и свобод».
Vox может получить 5-6 мандатов в ЕП — столько же социологи прогнозируют испанским «зелёным». При этом Испания является одной из немногих стран ЕС, большинство евродепутатов от которой войдут во фракцию социалистов и социал-демократов, — местные социалисты получат не менее 17 мандатов. Испанские «народники» могут рассчитывать на 10 депутатских мест в новом созыве ЕП, либералы — на 9, а левые из партии Podemos — на 7. Однако фактор стремящейся к независимости Каталонии может внести неожиданные изменения в эти прогнозы.
В соседней Португалии избирательная кампания в Европарламент не сулит особых сюрпризов. Тут большинство традиционно получат левые: правящие социалисты могут рассчитывать на 9 мандатов, «Левый блок и коммунисты» — на 4. Парадоксально, но в этой стране оппозиционные социал-демократы являются партнёрами христианских демократов и вместе с ними входят в ЕНП — кандидаты от этой коалиции могут рассчитывать на 8 мест в Европарламенте. Наблюдатели отмечают, что уже на прошлых евровыборах явка в Португалии была рекордно низкой — чуть больше 33%, а ныне всего 17% португальских избирателей намерены голосовать 26 мая, это один из самых низких показателей в ЕС.
А вот в Греции с определённостью можно назвать только лидеров гонки в Европарламент: консерваторы из главной оппозиционной партии «Новая демократия» (входит в ЕНП) обходят по популярности правящую левую партию СИРИЗА, первые получат 9 мандатов, вторые — 7. За оставшиеся пять мест идёт ожесточённая борьба между коммунистами, левоцентристами из «Движения за перемены» и ультраправыми из партии «Золотая заря». Последние ныне имеют три депутата в Европарламенте, которые не входят ни в одну группу, и пока о планах сотрудничества с альянсом Сальвини — Ле Пен эта партия не сообщала.
Стоит отметить, что кроме евроскептицизма и греческого национализма «Золотая заря» также борется за православные ценности. К примеру, в годы Югославских войн боевики из этой партии сражались на стороне сербских отрядов именно по религиозным причинам. А во время политического кризиса на Украине «Золотая заря» осудила деятельность «Правого сектора» и «Свободы», объявив протесты на Майдане «сионистским заговором» и «преследованием православных христиан». Позже партия солидаризировалась с действиями России, включая присоединение Крыма, выступив против действий правительства Антониса Самараса, поддержавшего политику Евросоюза по отношению к РФ. Однако в докладе МИД РФ «Неонацизм — опасный вызов правам человека, демократии и верховенству права» в апреле 2015 года «Золотая заря» была отнесена к «организациям, исповедующим идеи неонацизма, расовой и национальной исключительности».
Правда, подобные обвинения звучат в Европе и в адрес вполне респектабельных партий, входящих в правящие коалиции в странах ЕС, — тех же эстонских консерваторов и даже итальянской «Лиги». К примеру, 16 мая Ангела Меркель заявила, что «Европейская народная партия» в новом созыве Европейского парламента не будет вступать ни в какие союзы с политической силой Сальвини, — мол, слишком разные у нас ценности. Фактически это был ответ на сделанное десять дней назад Сильвио Берлускони (его «Вперёд, Италия!» входит в ЕНП) предложение о том, что для управления ЕС «народники» должны отказаться от союзнических отношений с «социалистами» и организовать новую коалицию с консерваторами, либералами и правыми политиками.
При этом Берлускони впервые упомянул в числе потенциальных партнеров ЕНП персонально премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и вице-премьера Италии Маттео Сальвини. Такое союзничество пойдет на пользу и «народникам», и самим этим политикам, которые должны понять, что, оставаясь только националистами, они не придут к успеху, считает экс-премьер Италии. В тот же день сам Орбан, чья партия ФИДЕС также входит в ЕНП, заявил, что не будет поддерживать кандидата от «народников» на пост председателя Еврокомиссии — представителя баварского Христианско-Социального Союза Манфреда Вебера, политического партнёра Меркель. Не исключено, что именно голоса евродепутатов от стран Восточной Европы, где набирают силу правопопулистские движения, станут решающими при формировании новых руководящих органов Европейского Союза.