Путь Злоческого в политику. Минэкологии как инструмент личного обогащения
Николай Злочевский родился в Киеве в 1966 г. В политический бомонд Украины он вошел в 2002 году, став народным депутатом от партии СДПУ (о), а также основал компанию Burisma, которая со временем стала крупнейшей частной газодобывающей компанией Украины.
Поначалу Burisma вела разведку и добычу углеводородов в рамках совместных соглашений с госпредприятиями, но, используя политическое влияние, Злочевский добился открытия собственных лицензий. В 2003 году политик возглавил Госкомитет природных ресурсов, который впервые в истории Украины провел аукционы по продаже специальных разрешений на пользование недрами. В число их обладателей, естественно, вошла компания Злочевского. После «оранжевой революции» он был уволен с должности, а затем в 2006 и 2007 годах избирался в парламент по списку Партии регионов.
Расцвет деятельности одного из самых богатых украинцев современности пришелся на президентство Виктора Януковича, после победы которого в марте 2010 года Злочевский занял должность главы Госкомитета материального резерва. А в июле того же года возглавил Министерство охраны окружающей природной среды, позже реорганизованное в Министерство экологии и природных ресурсов. В апреле 2012-го он был уволен с должности министра, но до государственного переворота в феврале 2014 г. оставался во власти, будучи заместителем секретаря СНБО.
За это время министерство было превращено в инструмент бесконтрольного личного обогащения Злочевского, который не только выдавал самому себе лицензии на право разработки газовых месторождений за копейки, но также получал миллионные откаты прямо у себя в кабинете. Неудивительно, что Burisma Group превратилась в единственный в Украине холдинг, осуществляющий разведку, добычу и продажу углеводородов. В 2010-2011 гг. компания, по ее собственным данным, получила девять лицензий на разведку и добычу в Украине. По состоянию на сегодняшний день компания имеет 35 лицензий на добычу углеводородов в нефтегазоносных областях Украины, а ее доля среди частных газодобытчиков по объему производства составляет около 30%.
В последнем рейтинге самых богатых украинцев, составленном журналом «Новое Время» совместно с компанией Dragon Capital в 2018 г, Николай Злочевский занял одиннадцатое место. Эксперты оценивали его состояние в 636 млн долларов. Интересно, что после Майдана его капитал только приумножился, ибо в 2018 г. он имел в 2,5 раза больше средств, нежели в 2013-м. И это несмотря на заведенные в отношении политика уголовные дела.
Британский журналист Оливер Буллоу написал книгу «Земля денег», где рассказывал истории значимых коррупционеров из разных стран, которые скрывали в офшорах украденные средства и имущество. В качестве примера он приводит Украину и упоминает Злочевского, который там описан как «крепкий мужчина с бритой головой, предпочитающий надевать квадратные костюмы и не застегивающий верхние пуговицы на рубашке».
Уголовные дела. Связь Злочевского с Байденом
После Майдана Злочевский покинул Украину, против него было начато несколько уголовных производств, а имущество арестовано. В 2014 году власти Великобритании арестовали 23,5 млн долларов, которые пришли на счета фирм экс-министра в отделение французского банка BNP Paribas в Лондоне из Латвии. Британский Serious Fraud Office, занимающийся расследованием случаев серьезного мошенничества, утверждал в суде, что есть основания считать, что Злочевский занимался криминальной деятельностью в Украине, и средства на счете в банке были доходами от этой криминальной деятельности.
Казалось бы, вот яркий пример коррупционных действий, за которые можно показательно наказать, продемонстрировав эффективную работу правоохранительных органов. Однако на деле этого не произошло.
Британцы приезжали в Украину и хотели получить от ГПУ информацию о том, откуда появились арестованные средства, но ее почему-то им не предоставили. В январе 2015 года арест со счета был снят. Резонансное дело закончилось ничем.
Интересно, что в 2015 году расследованием в отношении Злочевского занимался генеральный прокурор Виктор Шокин, который обслуживал интересы президента Петра Порошенко. В рамках уголовного производства о незаконном обогащении и отмывании средств украинские правоохранители расследовали неуплату Злочевским налогов в Украине. ГПУ имела достаточную доказательную базу для «раскрутки» дела, но экс-министр приобрел высокое покровительство в США, введя в апреле 2014 года в совет директоров Burisma Group второго сына тогдашнего вице-президента США Джозефа Байдена — Хантера Байдена. Согласно расследованию журналиста американского издания The Hill Джона Соломона, американская фирма Хантера Байдена, Rosemont Seneca Partners LLC, получала регулярные переводы с весны 2014 года по осень 2015 года на общую сумму 3,1 млн долларов за политическое покровительство Злочевскому.
В марте 2016 года в дело вмешался непосредственно Джо Байден, который в ходе своего визита в Украину в ультимативной форме потребовал уволить Шокина с поста генпрокурора, ибо опасался, что расследование выйдет на след его сына. При этом он угрожал невыдачей согласованного с Вашинтоном кредита для Украины в размере 1 млрд долларов. Таким образом, он шантажировал руководство страны, способствуя «отмазыванию» Злочевского.
«Я пошел на пресс-конференцию и сказал: мы вам не даем миллиард долларов. Они мне говорят: вы не имеете таких полномочий, вы не президент, президент говорил, что даст. Я ответил: "Так звоните ему". Я сказал, что вы не получаете миллиард долларов. Я сказал, что уезжаю через 6 часов, и если ваш генпрокурор не будет уволен до тех пор, вы не получите денег. И тот сукин сын был уволен. И на его место поставили того, кому в то время доверяли», — рассказывал впоследствии американский политик.
В публикации PJ media говорится, что компания Burisma была причастна к исчезновению 1,8 миллиарда долларов из 3 миллиардов помощи, которая поступила в Украину. По данным авторов, эти деньги поступили от МВФ на счета в «Приватбанке», тогда еще принадлежавшем Коломойскому, а потом исчезли. Авторы уточняют, что сделка на 1,8 миллиарда долларов с помощью поддельных контрактов была просто операцией по отмыванию средств. По сути это взятки, которое платили представители украинской элиты Байдену.
После того как генпрокурором стал кум Порошенко Юрий Луценко, была декриминализована статья Уголовного кодекса о неуплате налогов. Это позволило ГПУ закрыть одно из дел в отношении Злочевского после уплаты им налогов и штрафов на сумму 180 млн грн.
Позже несколько резонансных дел в отношении Злочевского были переданы Национальному антикоррупционному бюро Украины, которое имеет тесные связи с посольством США в Украине. В частности, там благополучно «похоронили» расследование, связанное со злоупотреблением чиновников Министерства экологии и природных ресурсов своим служебным положением при выдаче лицензий на пользование недрами в пользу Burisma. За целых 2 года НАБУ ничего доказать не смогло, а Высший административный суд Украины отказал САП в отмене лицензий на добычу газа, выданных фирмам Злочевского.
Параллельно с этим бывший министр работал над тем, чтобы отбелить имидж своей фирмы на политическом уровне. В 2016 и 2017 годах Burisma совместно с Фондом Александра Квасьневского Amicus Europae выступила соорганизатором форума по энергетической безопасности в Монте-Карло.
В январе 2017-го, за день до инаугурации Дональда Трампа, Burisma подписала соглашение о сотрудничестве с Atlantic Council — влиятельным американским неправительственным аналитическим центром. Осенью 2017-го этот центр и Burisma провели совместную конференцию в Вашингтоне, посвященную вопросам инвестирования. Кроме того, в том же году в состав совета директоров фирмы вошел бывший руководитель Антитеррористического центра ЦРУ (1999-2002 гг.) и посол по особым поручениям по борьбе с терроризмом (2002-2004 гг.) Джозеф Кофер Блэк, близкий к республиканцам.
Чем грозит раскрутка «Украинагейта»?
Вялые расследования в Украине и создание политического лобби на Западе создали у Злочевского впечатление, что ему ничего не угрожает, и даже на короткое время он посетил Украину в начале 2018 года. Но ситуация изменилась весной 2019 г., поскольку после вышеупомянутой публикации The Hill в США стал активно раскручиваться «Украинагейт» — скандал, связанный с политической коррупцией семейства Байдена в Украине и вмешательством украинской элиты в выборы в США. Действующий президент США весьма заинтересован в том, чтобы максимально ослабить позиции Байдена, считающегося одним из основных претендентов на выдвижение кандидатом в президенты от Демократической партии. Параллельно с этим в команде Трампа не забыли и не простили Порошенко и его окружению поддержку Хиллари Клинтон в 2016 году. Поэтому высшие должностные лица Украины тоже могут стать фигурантами уголовного преследования. Порошенко придется объяснять следствию, как он способствовал «отмазыванию» от уголовного преследования одного из отъявленных коррупционеров эпохи Януковича, в каком размере и при каких обстоятельствах давал «откаты» Байдену.
В этом Трампу активную помощь оказывает генеральный прокурор Юрий Луценко, который стремится сейчас заручиться поддержкой руководства США, максимально дистанцировавшись от своего кума Порошенко, чтобы остаться на плаву уже при новой украинской власти. Только этим можно объяснить внезапное «прозрение» Луценко, заявившего, что Burisma переводила физическим и юридическим лицам, связанным с Байденом, миллионные платежи.
«Это все блеф и попытка подстроиться под политическую конъюнктуру в США. Никто то дело, которое мы вели по Burisma в части выплат членам совета директоров, не возобновлял. Наоборот, как раз закрытие абсолютно всех уголовных производств против Злочевского выступало одним из условий назначения Луценко на должность. И едва заехав на Резницкую, он начал отдавать такие команды», — утверждает экс-генпрокурор Виктор Шокин.
Таким образом, вероятно, что Луценко вскоре может «слить» американцам всю коррупционную подноготную Порошенко, в том числе и в связи с делом Злочевского-Байдена. Совершенно очевидно, что теперь развитие этого дела Злочевскому и его патрону Порошенко не удастся спустить на тормозах. Их перспективы весьма незавидны.