- В последнее время появились какие-то информационные сообщения, что якобы в Белоруссии раскрыт заговор пророссийских военных против белорусского президента, и якобы Доренко принимал активное участие в информационной войне против Лукашенко, и якобы с этим может быть связана его неожиданная смерть…
— Это то, что называется, дым без огня. Я не верю ни в какие пророссийские заговоры в рамках белорусского руководства. Просто потому, что Россия не ведет активной политики в Белоруссии и Лукашенко ни в коем случае не ущемляет. Собственно, и последние события это хорошо показали: если Лукашенко просит кредиты, то Россия дает кредиты; если Лукашенко просит отозвать российского посла Бабича, который ему не нравится, то Россия его отзывает. При этом Москва ставит нового посла, который удобен белорусскому президенту.
Вот в этой ситуации, когда Россия себя ведет по отношению к Белоруссии вежливо и благоприятно, создавать какие-то заговоры значило бы действовать против своих интересов.
А то, что преимущественно российские телеграм-каналы ведут какую-то информационную войну, так это не впервые. Они много лет занимаются вбросами, которые никогда не подтверждаются. Вспомним хотя бы вброс про инсульт у Лукашенко.
- А Сергей Доренко мог иметь ко всему этому — к информационной работе против Лукашенко — какое-то отношение?
— Смерть Доренко, который был лучшим политическим журналистом в России, очень печальное событие. Оно никак не связано с событиями в Белоруссии.
В статье «Переворот в Минске, которого не было. Что оставила смерть Доренко», опубликованной в вашем издании, справедливо говорится, что Доренко в последнее время достаточно критически высказывался о белорусском руководстве, хотя надо отметить, что не перегибал палку.
Несколько лет назад Доренко брал у Лукашенко верноподданническое интервью и всячески заявлял себя как друг Александра Лукашенко. Так что не надо рисовать Доренко как врага белорусской государственности, и никаким информационным киллером в отношении Лукашенко он, конечно же, не был и не мог быть.
- То есть видеть какую-то связь между его позицией по белорусскому руководству и его смертью нельзя, так как это чепуха?
— Это просто некое совпадение.
- Но ведь кто-то же стоял за всеми этими информационными вбросами? Кто? Можно ли говорить, что это какое-то информационное давление со стороны России, которая пытается надавить на Белоруссию, чтобы та не продавала бензин Украине, который производится на белорусских заводах из российской нефти?
— Может быть, это какие-то коммерческие структуры пытаются через телеграм-каналы надавить на белорусское руководство и добиться своих коммерческих целей. Но тут совершенно очевидно, что давление не связано с политическим руководством России, которое Лукашенко не обижает, ничего Александру Григорьевичу не делает плохого, а, даже наоборот, делает много хорошего.
- А что за бизнес-структуры?
— Те, что хотят приватизировать достаточно большой белорусский государственный сектор. Они пытаются делать это давно, и отчасти у них это получается — например, у «Газпрома».
Но белорусское государство настроено на то, чтобы достаточно большой государственный сектор (до 70%) сохранить.
- А как, по-вашему, развиваются отношения между Белоруссией и Украиной? Там есть проблемы или нет?
— Тут сейчас тяжело что-то сказать о будущем белорусско-украинских отношений, так как Лукашенко ставил на Порошенко и предсказывал даже его победу.
- А почему он на него ставил?
— Потому что Порошенко исполнял роль лоббиста интересов Белоруссии на Западе. Такую же роль в свое время исполнял и Саакашвили, который Лукашенко всегда был благодарен. Это была признательность за непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии. Точно так же и Порошенко был Лукашенко благодарен, что тот не признал Крым российским.
В том, что отношения Белоруссии с ЕС и США улучшились, есть заслуга в том числе и Порошенко.
Что сейчас будет предпринимать Зеленский, не понятно. Но понятно, что белорусская дипломатия сделает все возможное, чтобы наладить с Зеленским такие же отношения.
- Насколько устойчив Лукашенко внутри самой Белоруссии?
— Хоть сколько-то серьезной оппозиции ему нет. Его победа на предстоящих президентских выборах будет легкой прогулкой.
Запад перестал ставить на оппозицию, и это очень заметно. Она сейчас на голодном пайке. Запад убедился в импотентности этих людей. Поэтому сделал ставку на переформатирование белорусского режима путем работы с белорусскими элитами. Все силы сейчас направлены именно на это.
Надо вспомнить, что последние президентские выборы были характерны тем, что они прошли без майдана. После выборов не было никаких манифестаций — просто на майдан больше не выделяется денег Западом.
Позиции Лукашенко прочны, и нахождение его у власти может быть связано только с его здоровьем, а сообщения российских телеграм-каналов о его инсульте не подтверждаются.