Подобный случай не первый. В 2005-м, другой посол РФ в Белоруссии, бывший губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, уже после получения агремана из-за резких заявлений на пресс-конференции был отозван. Нечто подобное было и в случае Михаила Бабича, хотя разница есть.
Немного истории
Распад Советского Союза связан непосредственно с территорией Белоруссии. Братские страны стали отдельными государствами, которым без границ и посольств обойтись было нельзя. За все время, прошедшее с момента обретения независимости, в Белоруссии работало восемь послов Российской Федерации. Кроме Бабича и Аяцкова все трудились нормально. Дольше всех — предшественник Михаила Викторовича, Александр Александрович Суриков. Целых двенадцать лет он руководил офисом посольства по улице Нововиленской в Минске. За это время он видел многое.
В 2010-м, задолго до государственного переворота в Киеве, здание посольства РФ в Минске закидали бутылками с бензином. В том же году в Минске произошли беспорядки, которыми, по словам Александра Лукашенко, руководили по телефону координаторы из Киева. Однако все закончилось благополучно и на работу посла никак не повлияло. И хотя Александр Александрович и подвергался критике со стороны МИД за свои высказывания, после этого он занимал свой пост еще десять лет.
Смена караула в посольстве России — логическое продолжение эволюции российско-белорусских отношений. Экономические трения существенно участились, накопились взаимные претензии, решения руководители стран Союзного государства стали чаще принимать в одностороннем порядке, не согласовывая. В 2018-м нерешенные вопросы вызвали непрекращающиеся взаимные пикирования. Стало ясно, что без инвентаризации отношений не обойтись. Союзный договор требовал внимательного прочтения и сверки на соответствие современным реалиям. И поскольку в Союзном государстве Россия имеет куда больше веса, то и инициатива должна была принадлежать ей. Что подразумевало смену посла. Кандидатуры предлагались разные, но именно Александр Лукашенко одобрил Михаила Бабича, который в августе 2018 приступил к работе в Минске.
Ожидания и реальность
Назначение сопровождалось мощным медийным сопровождением, что не было типично для предыдущего периода. Бабича назначили уже в эпоху анонимных телеграмм-каналов, весьма популярных, что превратило простой мессенджер едва ли не в политикообразующую площадку. В Минске читают мессенджер и некоторые каналы весьма раздражают. Вот именно они и сделали из простой ротации послов настоящее шоу.
Анонимные каналы сформировали повестку и расставили акценты. Схематично все выглядело так, что в Минск едет не просто посол, но жесткий «решала» накопившихся проблем, который придет и поправит всё, расставит по своим местам всех. Сам Бабич к формированию «медального профиля» никакого отношения не имел. Но осадок у тех, к кому он ехал явно остался. Политический Олимп в Белоруссии весьма закрыт, участники никогда не выносят сор из избы, если только не бегут в пожарном порядке в страны ЕС. И «олимпийцы», которые гордятся строгостью и аскетизмом своего ордена смотрят весьма подозрительно на все, что происходит не у них и не испытывают доверия к даже таким жестким системам, как российская. И им важно, чтобы все, кто находится на территории их страны соблюдали их правила.
Сегодня все, кто знают лично Михаила Викторовича, комментируют его отзыв из страны публично, утверждают примерно одну и ту же схему, которую четко озвучил в эфире «Эха Москвы» ее главред Алексей Венедиктов. Бабич — очень жесткий, бескомпромиссный, порой слишком прямолинейный военный. На работе он ведет себя в соответствии со званием генерала. То есть говорит с теми, с кем говорит, как с подчиненными. По этой же причине, по мнению Венедиктова, в Минск он поехал «руководить». Именно такую же реакцию поручили озвучить пресс-секретарю МИД Белоруссии Анатолию Глазу 15 марта. Молодой дипломат сказал, что посол работает в суверенной стране, а не в федеральном округе.
Бабич был крайне активен. За семь месяцев работы он посетил 14 городов, областей и районов, общался с министрами, встречался с МВФ по Белоруссии, представителями Всемирного банка и ООН. Минимум два раза в месяц он покидал Минск. С сентября 2018 по апрель 2019 он побывал в Могилеве, Барановичах, Гомеле, Бресте, Витебске, Полоцке, Дзержинске, Кобрине и Островце. Здесь очень важный сравнительный аспект: получилось так, что в указанный отрезок времени Бабич ездил по Белоруссии чаще, чем Лукашенко.
Хроника отставки
За семь месяцев Бабич стал публичной фигурой в Белоруссии. Он не только ездил куда хотел и общался с кем считал нужным, но и давал пресс-конференции, выступал в СМИ, а в конце каждого месяца делал большие интервью федеральным СМИ. Центральная тема всех выступлений — Союзное государство.
Желтая карточка послу была вручена 5 марта нынешнего года. Резкую оценку Бабичу дает МИД устами пресс-секретаря. Анатолий Глаз называет посла «счетоводом» и обвиняет его в неуважении к суверенитету Белоруссии. «Это его право определять для себя планку, которая превращает его в счетовода либо подающего надежды бухгалтера» — сказал спикер МИД. Тон был оскорбительным, но отвечать на него Бабич не стал, посетовав, что оценки ему дает «клерк». Но отнюдь не успокоился и войну цифр продолжил.
19 апреля, после оглашения послания Лукашенко, в парламенте Белоруссии Бабича критикует оппозиционерка-депутат, Анна Канопацкая. Посол сам отвечает на реплику: «Все сказанное и оппозиционеркой, и президентом не имеет под собой ни малейших оснований». Президент же, не называя имен, крайне раздраженно сказал, что «те, кто приехал и не хочет работать как надо — раз предупредим, второй раз вышвырнем из страны».
Это была красная карточка. Глава государства дал понять, что посла могут объявить персоной нон-грата. В тот же день, 19 апреля, вечером, Министерство иностранных дел Белоруссии обвиняет Бабича в попытке разрушить отношения Москвы и Минска. И, как пишут, Бабич покинул Минск в тот же вечер. 20 апреля Александр Лукашенко сказал: «Они разберутся там с этим послом. Я абсолютно уверен. Здесь даже комментировать нечего. Это российский посол и Россия с ним разберется сама». 30 апреля выходит указ об отзыве Михаила Бабича и назначении Дмитрия Мезенцева.
Несомненно, будучи представителем Владимира Путина в Белоруссии, Михаил Бабич действовал строго в рамках своих задач. Пролистав его биографию, оценив результаты, можно сказать, что он работает по одной и той же схеме. Быстро, надежно, стремительно, но бескомпромиссно. Подобный стиль, который вполне годится на федеральном уровне в проблемных регионах, пришелся не ко двору в Белоруссии, где подобные действия допустимы только одним человеком. И этот человек никогда не делится возможностями. Это тоже стиль.
Отставку Бабича оценивают различно. Хейтеры Лукашенко утверждают, что все идет по плану, именно такой и была миссия, а отзыв предполагался. Теперь очередь более мягкого Мезенцева зашлифовывать заусеницы, оставшиеся от зубила Бабича.
Похожий взгляд, хотя куда более экстремистский, у журналиста Сергея Доренко, который продолжает обозначать себя в этой ситуации публично и эпатажно. «Бабич будет вырывать клыки Лукашенко из Москвы. Бабич отвечает за Белоруссию» — написал он под своим именем, чем дал понять, что Мезенцев никакой не продолжатель дела Бабича в Минске, а просто посол. А Минском будет и дальше заниматься Бабич. Справедливо или нет, но мнение опытного Доренко стоит проверить дальнейшим назначением Бабича.
Сухим языком фактов
Бабич и правда занимался инвентаризацией и вряд ли переборщил в публичности. Скорее всего ему и было дано задание послать Минску четкий сигнал о том, что предложения Москвы осовременить Союзный договор — не слова, и не на ветер. При Бабиче структура отношений была подвергнута определённым изменениям. Причем, несмотря на подчинение непосредственно Путину, есть мнение, что белорусской повесткой занимается не администрация президента, а аппарат правительства Российской Федерации. Правительство — это Дмитрий Медведев, неприязнь которого к Александру Лукашенко давно не секрет, и она взаимна.
Если же это ложный след, получается, что Бабич старался сгладить углы между аппаратами Медведева и Лукашенко, поскольку у него была функция «специального представителя Президента России по развитию торгово-экономического сотрудничества с Республикой Беларусь». Просто делал это вопреки политическим обычаям Белоруссии.
В отличие от «кризисного» Бабича назначен «аппаратчик» Мезенцев. Он не имеет функций представителя президента. Оба не относятся к МИД России. Несомненно, Москва решительно настроена инвентаризовать отношения в Союзном государстве. И будет это делать, мытьем, катаньем, кнутом и пряником. Но будет. Главным критерием является продолжение активной политики по Белоруссии.