- Виктор, почему Одесса проиграла 2 мая, хотя была создана «Одесская дружина» и вроде как одесситы смогли самоорганизоваться к маю 2014 года?
— Хотя город был практически полностью настроен против тех сил, которые совершили государственный переворот и захватили власть в Киеве в ходе Майдана, готовность к реальным боевым действиям была не так высока.
Большинство было настроено на мирный протест, гражданское неповиновение, и события 2 мая стали шоком. Конечно, «Одесская дружина» не смогла противостоять обученным, организованным и хорошо профинансированным силам националистов.
- Можно ли после 2 мая говорить, что Одесса — пророссийский город, что это русский город? Или пророссийское ушло в подполье?
— Одесса — это многонациональный город с вековой традицией мультикультурности, который никогда не принимал идеологию этнического национализма. Не принял он ее и сейчас, несмотря на пять лет гнета.
Да, сейчас оппозиционные взгляды — пророссийские или коммунистические — нельзя выражать открыто, но общее настроение осталось. Был разгромлен авангард, но молчаливое большинство ждет своего часа.
- Как ты полагаешь, достойны ли одесситы, памятуя о 2 мая, получать российские паспорта, как и граждане ЛДНР?
— Это надо было делать в 2014 году. Сейчас это запоздалая мера, которая лишь облегчит эмиграцию тем, кто хочет покинуть Одессу, на внутреннюю ситуацию эта мера, к сожалению, влияет мало.
Что касается «достойны или нет», мне кажется, что российское гражданство должен иметь право получить любой, кто хочет мирно жить и трудиться в России. Сегодняшние бюрократические барьеры, которые ставятся на пути тех, кто хотел бы натурализоваться в РФ, — это просто кормушка для чиновников.
Каждый день население России сокращается на семьсот человек. В этих условиях, если у нас хотят жить близкие по культуре люди, имеющие с нами общее историческое прошлое, просто преступно ограничивать их в праве на получение российского гражданства. Тем более если там, где они живут, существует языковая или национальная дискриминация.
- Почему, на твой взгляд, у Донецка и Луганска получилось, а у Одессы и Харькова нет?
— Донецкие элиты после бегства Януковича пытались фрондировать по отношению к Киеву, а в Одессе и Харькове местные элиты изначально начали подстраиваться под новую власть. Поэтому в условиях раскола элит в Донецке и Луганске народное движение смогло набрать силу и обрело субъектность, а в Одессе и Харькове его сумели подавить.
- Возможна ли в Одессе Русская весна-2 после того, что произошло в Доме профсоюзов 2 мая? Эта трагедия испугала одесситов, или они настроены до сих пор по-боевому?
— Конечно, напугала. Но поворотным пунктом стало начало активных боевых действий на Донбассе. Когда Киев начал применять тяжелую технику и авиацию, настроение в Одессе качнулось, обыватель начал думать: «я, конечно, против нацистов, но не готов, чтобы мне полгорода разбомбили».
Пять лет прошли в такой вот депрессии, в глухом недовольстве. Сейчас, после сокрушительного поражения Порошенко, который на выборах представлял националистическую идеологию Майдана, видно некоторое оживление, появилась надежда.
О новом восстании говорить пока, конечно, рано, но поживем — увидим. Ведь и сто лет назад сначала была неудачная революция 1905-го, а только потом победа 1917-го.