Во всяком случае он намерен продолжать борьбу и делает ставку на парламентские выборы: «осенью — это тот шанс, который мы точно должны не упустить. Осенью мы должны объединиться». Центром объединения он видит именно Львовскую область — единственную, которая отдала ему преимущество во втором туре.
Итоги президентских выборов
По мнению Порошенко, «21 апреля — это не была наша победа, но это не было поражение. Потому что 4,5 миллиона — это тот фундамент, который мы способны расширить для того, чтобы защитить все наши достижения и обеспечить наше движение вперед».
Порошенко не пользовался хештегом «25» (возможно, потому, что знает, что 24,45% округляется до 24%, а возможно, и потому, что от всех избирателей это всего 15%). Вместо этого он говорил о том, что «вместе нас больше 4,5 млн украинцев, которые верят в светлое европейское будущее нашего государства». Остальные, значит, не верят.
Порошенко ещё не договорился до того, что только эти 4,5 млн достойны быть гражданами великой европейской страны, но тенденция ощущается, тем более что нынешний курс рано или поздно приведёт страну именно к такой численности населения.
Успехи
Порошенко отметил, что «на Львовщине, в Галичине никогда не теряли веры в победу. Мы точно не сдадим ничего, что было завоевано за последние пять лет».
Что же это за достижения? Накопилось их, на удивление, не густо.
Во-первых, это «армовир» (то есть "армия, мова, вера"). Правда, звучала эта тема как-то неуверенно: «нам совместно надо защитить нашу армию. Нам совместно надо защитить нашу церковь. Нам совместно надо защитить наш язык». Т.е. борьба ещё не закончена, и всё это вот надо непрерывно защищать? При помощи, например, закона о языке.
Во-вторых, это другие реформы, начатые в стране: децентрализация, прозрачность государственных закупок, инвестиционный климат. И их тоже надо защищать.
В общем, успехи как бы есть, но их как бы нет, потому что, если прекратить их защищать, они немедленно кончатся. «Наши главные битвы впереди. И главное, что мы сейчас имеем, — это сохранить единство и не впасть в отчаяние».
Кстати, припоминается, что, когда Саакашвили был отстранён от власти, многие грузины (в том числе негативно относящиеся к экс-президенту) переживали, что с его уходом исчезнут и позитивные плоды реформ.
За Конституцию!
У всех украинских президентов было очень специфическое отношение к Конституции. Леонид Кучма подходил к ней буквоедски, Виктор Ющенко принюхивался (искал дух)…
Порошенко, при котором в Конституцию была внесена масса поправок, грозно заявляет: «тот, кто не будет соблюдать Конституцию, должен будет уйти из украинской власти».
Вообще это именно сейчас и происходит — Порошенко, не соблюдавший Конституцию, уходит из украинской власти. Но он, конечно, имеет в виду не себя, а Зеленского. Последний, правда, никаких планов нарушения Конституции ещё не озвучил. Кроме отмены неприкосновенности, о которой говорил и сам Порошенко.
Впрочем, заявление Порошенко о Конституции было чисто прикладным: «Мы защитим безвиз. Мы защитим наше движение в Европейский Союз и НАТО. И недаром мы ввели норму прямого действия в украинскую Конституцию».
Опять же немного непонятно — кто этот злодей, который пытается свернуть Украину с пути в ЕС и НАТО? Уж явно не Зеленский… Впрочем, при желании любое действие или бездействие можно объявить покушением на евроинтеграцию.
Порошенко вроде бы сам за европейский вектор не очень-то и боится: «Изменились мы сами. Мы сами стали европейцами. А раньше ими не были. Потому что Европа — это демократия. Поэтому все были удивлены, когда я в 20.00 по данным экзитполов вышел и сказал: демократия превыше всего, он победил».
Действительно, в 2014 году, осуществляя государственный переворот, украинцы европейцами еще не были, а сейчас, когда Порошенко хотел бы совершить переворот, но не получил согласия «вашингтонского обкома», уже европейцы.
Парламентские выборы
Планы Порошенко на парламентские выборы совершенно определённые: «если мы пойдем десятью колоннами, а Москва пойдет другой — она победит. И мы просто не должны дать ей этот шанс».
Новое издание лозунга «или Порошенко, или Путин». Притом что проиграл он в итоге Зеленскому. Наверное, львовяне заслужили такого к себе отношения.
Гражданство и отношения с Россией
Порошенко жёстко ответил на предложение Зеленского раздавать гражданство российским оппозиционерам: «мы не будем воспринимать, что кто-то россиянам будет давать святое украинское гражданство. Потому что они его примут все 140 млн, потому что у нас лучше. Но мы никогда не дадим потерять Украину. Потому что украинское гражданство — это высокая честь».
Это, разумеется, паранойя, тем более что Порошенко уж точно знает, какое количество граждан Украины выбирает другое гражданство (в частности российское) и какое количество россиян едет на Украину (разница — три порядка). Однако в сознание людей, с которыми он общался во Львове, вполне помещается версия, что россияне массово примут украинское гражданство.
С другой стороны, такого рода заявление вполне соответствует политике Порошенко по вопросам гражданства. Получить украинское гражданство сложно. Даже «герои» АТО и Майдана из России и Грузии не могут получить вид на жительство. Избавиться от украинского — и того сложнее. Подавляющее большинство граждан, получивших российский паспорт, на Украине продолжают числиться, ибо мало кто может и хочет пройти всю процедуру. Украинское гражданство действительно «святое», но не в плане отношения к нему людей, а в плане связанных с ним коррупционных потоков.
Украинцев нельзя купить не только паспортами. «Мы никому не дадим возможности для того, чтобы нас купили за газ. Потому что главное, что они сейчас пытаются предложить, что в Украине будет дешевле газ».
Сигнал о снижении цены на газ действительно был получен Бойко и Медведчуком, но вообще это выстрел в ногу — тема болезненная, а о том, что цена на газ должна быть снижена, говорит не только Бойко и Тимошенко, но даже Гройсман.
«А еще они говорят: язык и свободу на хлеб не намажешь. Извините, но без свободы и языка и хлеба не будет». Пока что всё строго наоборот: язык и свобода задекларированы, но с хлебом не всё так однозначно.
Внешняя политика
Порошенко пообещал не оставить Зеленского без полезных советов. Форма была выбрана самая фантастическая: «своевременно подскажем, как не продаться за 30 сребреников газа, которые точно обманут. Ведь мы это знаем». Нет, мы догадывались, что Порошенко продался за 30 сребреников и его обманули… Но тут получили подтверждение от него самого. Интересно — заметит ли эту оговорку Зеленский?
Впрочем, конкретные советы, которые он подаёт, ничуть не лучше. Например: «если ты поедешь на встречу с Путиным, к тебе никто больше из мировой коалиции, которую мы бережно создавали пять лет, никто не приедет. Ты ее разрушишь. И оставишь Украину один на один с агрессором. А потом тебе останется только стать на колени и признать капитуляцию».
Но Зеленский ведь и не собирается этого делать! Более того, по совокупности его заявлений, сделанных до вступления в должность, под вопросом стоит вообще возможность его участия в каких-то форматах, предполагающих контакт с российским руководством…
Впрочем, Порошенко, скорее всего, имел в виду границы, которые Зеленский переступать не должен.
Выводы
Во-первых, Порошенко никуда из политики не уходит. Эвакуации в Испанию не будет. Видимо, гарантии безопасности он получил (впрочем, так или иначе ему ничего не грозило — Зеленский не захотел бы создавать прецедент).
Во-вторых, Порошенко собирается идти на выборы в качестве лидера большого блока политических сил.
Создать какой-то блок сил во главе с Порошенко совершенно нереально. На одном с ним фланге, помимо бесперспективных БПП и НФ, находятся:
— Юлия Тимошенко, у которой длинная история враждебных взаимоотношений с Порошенко;
— Анатолий Гриценко и Андрей Садовый, которые, скорее, настроены на сотрудничество с Зеленским;
— Владимир Гройсман, который как раз от Порошенко уходит;
— Виталий Кличко, который от Порошенко ушёл;
— Олег Ляшко и Олег Тягнибок, которые могут и впрячься, но знают, что их обманут, — они будут тащить всю организационную работу, чтобы Порошенко протянул в Раду своих «свинарчуков».
При таких условиях не то что 24, но и 4% собрать будет тяжело. Порошенко же, тем не менее, полон оптимизма. Почему?
Мы уже писали, что США, вероятно, хотят продублировать на Украине польскую политическую схему — двухпартийная система в составе партии «еврооптимистов» и партии «национал-популистов». Ни одна из этих партий по определению не может выступать за нормализацию отношений с Россией, а, значит, такая система будет сочтена вполне демократической.
Разумеется, Порошенко довольно сложно представить в качестве «национал-популиста», типа братьев Качинских (он не популист и не евроскептик), но тут, видимо, будет какой-то национальный извод схемы.
До сих пор объединить почти все националистические силы удалось только Виктору Ющенко, причём очевидно, что это была отнюдь не его инициатива. Может, и в этом случае Порошенко даны гарантии поддержки формирования единой политической силы Госдепартаментом?
В-третьих, Порошенко явно обозначает границы, которые считает приемлемыми для нового президента. При этом, совершенно естественно, новый президент практически никак не ограничен в экономических и социальных вопросах. Воруй, нам не жалко…
В-четвёртых, судя по масштабности очерченных границ, сам Порошенко собирается быть вовсе не лидером оппозиции, а каким-то альтернативным президентом — не первым, но и не вторым лицом в государстве, которое будет продолжать чем-то рулить. Такая смелость может объясняться не только поддержкой со стороны США, но и продолжением сотрудничества с, например, Ахметовым и Пинчуком.
P.S.: Некоторые сообщения президентской пресс-службы читаются как анекдот сами по себе.
Вот, например: «Президент Украины Петр Порошенко поблагодарил Председателя Верховной Рады Украины Андрея Парубия за поддержку и защиту украинского языка. Со словами благодарности Глава государства обратился к Андрею Парубию во время встречи с представителями культурной, общественной и бизнес-среды Львовщины».
Как бы так объяснить, что «интеллигента» Парубия, не выговаривающего половину букв, в принципе нельзя подпускать ни к какому языку?