Мы уже писали о том, что эта молодая партия в декабре прошлого года впервые победила на региональных выборах, пройдя в парламент Андалусии.
- Карл, как так получилось, что ультраправая «Вокс» прошла в испанский парламент? Кто за нее голосовал? И главное — почему?
— «Вокс» — это еще один пример уже многолетней тенденции в Европе к кристаллизации ультраправого электората, его отсеивания от старых «традиционных» партий.
Но если, например, в ФРГ к «Альтернативе для Германии» перетекли также голоса разочарованных и ощущающих себя преданными избирателей социал-демократов, то в Испании «Вокс» получил подпитку исключительно сторонников правого лагеря, в котором традиционная консервативная Народная партия стала слишком центристской.
«Вокс» включает в себя совершенно разные социальные группы (в Мадриде, например, партия получила солидное количество голосов в одном из фешенебельных районов столицы), поэтому ни в коем случае нельзя считать ее только пристанищем маргиналов и обездоленных.
Избиратели "Вокс" симпатизируют Франко, они антифеминисты (среди электората «Вокс» много разведенных мужчин), выступают против «засилья» защитников животных-горожан, которые, по их мнению, ничего не понимают в сельскохозяйственных реалиях. Также они радикально не принимают стремления Каталонии к независимости и выступают против всего левого спектра.
- Как прохождение «Вокс» отразится на раскладах в кортесах?
— «Вокс» получил 24 места в парламенте, но в сенате он отсутствует. Это будет очень неудобная фракция, которая приведет к сильной радикализации политического тона, как уже произошло в немецком Бундестаге после прихода АдГ.
То есть будет лагерь социалистов, радикальных левых, каталонских сепаратистов (у них в общей сложности 22 места), баскских националистов и правый сектор, состоящий из Народной партии, «Сьюдаданос» и «Вокс».
26 мая в Испании пройдут региональные и муниципальные выборы (они совпадут с Евровыборами), и тогда станет более ясно, насколько «Вокс» силен «на местах».
- В мае выборы в Европарламент. Считается, что центристские партии уменьшат свое представительство, а правые и левые увеличат. Может, в Испании избирателям надоели центристские партии, поэтому начали голосовать за радикалов и популистов?
— Это не совсем так. Явка на выборы составила 75% — это была вторая самая большая явка в истории Испании (в 1982 году участие приняли 80%). Правоцентристская «Сьюдаданос» увеличила на 25 свое количество мест в парламенте. Испанская социалистическая рабочая партия — на 38.
Обе эти партии не являются ни радикальными, ни популистскими. А вот леворадикальная «Подемос» потеряла 29 мест. Да и «Вокс» получил всего 24 места (10,2%), хотя ему прочили аж до 38 мест. Скорее всего эта тенденция сохранится и на выборах в Европарламент.
- «Вокс» будет в оппозиции или в коалиции?
— Вокс будет в оппозиции ко всем и только ситуативно будет поддерживать любой закон, который соответствует их линии. Народную партию и «Сьюдаданос» глава «Вокс» Сантьяго Абаскаль уже назвал «la derechita cobarde» — трусливыми правенькими, из-за того, что они не вышли на выборы совместно. Что абсолютно понятно: отчасти зоологические лозунги «Вокс» никогда бы не поддержала очень значительная часть избирателей консерваторов и правоцентристов.