Ребята запомнились ироничными шутками по поводу собственного тугодумства и злой иронией по поводу «бесполномочного» президента Игоря Додона. Зеленский систематически ухахатывался над выступлениями молдаван, но самая большая шутка заключается в том, что сегодня он может повторить судьбу своего соседа, поскольку на днях депутаты Верховной Рады могут принять скандальный закон «О президенте Украины», который значительно урезает полномочия вроде как первого лица страны.
Систематически не выполняет свои обязанности
Для того чтобы понять, что может произойти в ближайшее время с Владимиром Зеленским как с президентом Украины, надо бы взглянуть на его молдавского коллегу.
Молдавия с начала 2000-х является парламентской республикой, президента выбирают в законодательном органе. Именно в тот момент полномочия президента были серьезно обрезаны. В итоге у него чисто представительские функции плюс возможность промульгировать (или нет) законы, принятые парламентом. А еще он награждает государственными наградами и присваивает почетные звания тем, кто этого достоин.
Вот в общем-то и все. Ключевые же решения в Молдавии принимают парламент и правительство, с которыми президент опять же согласовывает и свои инициативы. Предыдущий глава молдавского государства, Николай Тимофти, безропотно подчинялся букве Закона, запомнившись перманентным молчанием и рекордной раздачей орденов, медалей и званий. Но он был представителем прозападной власти, которому и должность-то досталась случайно.
Другое дело — нынешний президент Молдавии Игорь Додон. Мандат доверия, выданный ему всеобщим голосованием, позволил ему вести себя увереннее и напористее предшественников. В первую очередь по той простой причине, что его политические взгляды (это первый президент за годы независимости Молдавии, который не стесняется открыто выражать симпатии России) радикально расходятся с прозападным правительством и парламентом. Пока, однако, без особого успеха: так, например, попытка сорвать подписание Закона о российской пропаганде и вовсе закончилась конфузом — парламент просто отстранил его на 5 минут, в течение которых спикер подписал все что надо…
Иными словами, на сегодняшний день без подконтрольного (или хотя бы относительно лояльного) ему большинства в парламенте Игорь Додон ничего сделать не сможет. Какая-то надежда на прекращение форменных издевательств забрезжила только сейчас, после недавних парламентских выборов в Молдавии.
Похожая история, возможно, ожидает новоизбранного президента Украины Зеленского, если депутаты Рады отберут у него власть, передав ее парламенту с Кабмином. Но при всей схожести ситуации с Молдавией есть и радикальные отличия.
Мы говорим Зеленский, подразумеваем Коломойский
Главное отличие между двумя президентами в том, почему именного одному полномочия урезали, а второму только собираются. В Молдавии власти очень боятся резкого поворота в сторону России, за сотрудничество с которой по всем направлениям так ратует Игорь Додон. Все эти пятиминутные отстранения от должности ведь не случайно получают каждый раз одобрение провластного Конституционного суда: если бы все, чего хочет Додон, осуществлялось, уже бы и Ассоциация Молдавии с Евросоюзом была бы сто раз пересмотрена. Иными словами, чистая политика.
Другое дело — Украина. Закон, который будет рассмотрен в прозападной Верховной Раде, обрезает все основные полномочия абсолютного проевропейца Зеленского-президента и превращает его в фигуру номинальную. Казалось бы, выбран президент, который уже успел наделать массу антироссийских заявлений, который, скорее, бухнется на колени перед Трампом, чем начнет проводить политику в поддержку национальных меньшинств (яркий пример: его нечетко сформулированная фраза, а потому выражающаяся в поддержке закона, принятого в четверг, 25 апреля, согласно которому есть только один государственный язык в Незалежной — украинский).
Вы видите противоречия в этом? А их, между прочим, нет, поскольку прощальный «подарок» Петра Порошенко (а он закон подпишет с превеликим удовольствием) — это попытка избежать угрозы уголовного наказания и потери бизнес-империи, ведь пока еще действующий президент боится как огня возвращения олигарха Коломойского, чья связь с Зеленским уже ни для кого не секрет. Тут, друзья, уже политикой не пахнет, здесь чистые олигархические разборки, которые могут камня на камне не оставить от Украины вместе с ее всенародным выбором.