Политолог Руслан Бортник считает, что упрощенная процедура выдачи гражданства РФ для жителей ОРДЛО — это продолжение политики по интеграции Донбасса в состав РФ без номинального признания его политического статуса.
«В зависимости от контекста, который не до конца понятен, существует несколько вариантов, объясняющих причины, форму и время принятия такого решения:
1. Подготовка РФ к переговорам с новой украинской администрацией (Зеленским) с точки зрения российского понимания силы и позиции «сверху».
2. Сигнал США и ЕС о том, что Россия не намерена поступаться своими интересами на востоке Украины.
3. Повышение лояльности 3,5-4 млн жителей ОРДЛО. В «ЛДНР» накопилась общественная усталость из-за неопределенности, вялотекущей войны, огромного количества нерешенных социальных проблем и отсутствия ярких лидеров, приводящая к социальному отчуждению и разочарованию, снижению стабильности систем управления. В таком разрезе паспортизация РФ — это выход из общественно-политического тупика для жителей региона.
4. Подготовка к реализации Минских соглашений. Это может быть запасной выход для пророссийски настроенных граждан Украины, а также для бюрократических и управленческих элит на Донбассе в случае реинтеграции Донбасса в Украину. Те граждане, которые не захотят возвращаться в Украину, будут иметь дополнительный выход из ситуации в случае политического урегулирования вопроса: они смогут или переехать в Россию, или воспользоваться статусом гражданина России, проживая в Донецке или в Луганске, не возвращаясь юридически в украинское правовое поле. При этом может быть создана схема, при которой Донбасс может вернуться в Украину как территория, но большинство людей, проживающих там, юридически в Украину не вернутся. Эти граждане РФ и обеспечат страховочный механизм российского контроля над регионом в случае его возвращения в Украину.
А где же Украина в это время?
Что нам надо делать, чтобы сохранить и территорию и людей в составе Украины?
Очевидно, что оперативно и кардинально необходимо:
— снимать экономическую блокаду региона — стимулировать экономические связи между Украиной и ОРДЛО;
— обеспечивать возможность безусловного получения пенсий и социальных выплат жителями ОРДЛО;
— бесплатно обучать донбасскую молодежь в Украине; развивать горизонтальные связи между представителями квалифицированных профессий — учителями, врачами, спасателями и так далее;
— предлагать новые политические инициативы по мирному урегулированию».
Журналист Глеб Простаков убежден, что решение Кремля стало ответом на первые инициативы по Донбассу команды Зеленского: «Решение о раздаче российских паспортов жителям ЛДНР готовилось под вероятный второй срок Петра Порошенко. Победа Зеленского, заявлявшего о необходимости прекратить войну, казалось бы, внесла коррективы в планы Кремля. Но не тут-то было: бодрые заявления советника будущего главы государства Апаршина (ни шагу назад, никаких прямых переговоров ни с ЛДНР, ни с Россией) послужили спусковым крючком для указа Путина. Владимир Александрович, думай…те о том, кого и зачем вы берете в свою команду».
Народный депутат Мустафа Найем неожиданно встал на защиту русского языка и русскоязычного населения от… руководства России. Особенно это актуально в преддверии принятия нового языкового закона.
«В свое время именно массовая выдача российских паспортов жителям Абхазии и Южной Осетии сделала возможным российское вторжение в Грузию в августе 2008 года. Но больше всего раздражает вот этот феерический бред про русскоязычных, которым они себя оправдывают. "Получив паспорта, люди будут чувствовать себя более защищенными", — говорит Владислав Сурков. Вот интересно, от кого вы там защищаете русскоязычных?! Там нет украинской власти. Там всем руководят ваши друзья. Там ходит рубль. Весь документооборот на русском. А в окопах радостно бегает Захар Прилепин. Кого и от кого вы защищаете? Послушайте. Я — русскоговорящий украинец. У меня есть мой единственный государственный язык — украинский. И мне, как и миллионам других русскоязычных украинцев, не нужна защита Владислава Суркова, Владимира Путина и прочих потомков нашего киевского князя Юрия Долгорукого. Точно так же как английский язык не принадлежит Великобритании, французский — Франции, а испанский — исключительно испанцам, так и русский язык не является собственностью Российской Федерации. Я считаю, что именно Украина должна стать той страной, которая лишит Кремль монополии на русский язык и единоличное право защищать русскоязычных. Давно готовлю и в ближайшее время предложу свое видение ситуации на оккупированных территориях. Не знаю, какие идеи обсуждаются по этому поводу в штабе у новоизбранного президента и обсуждаются ли в принципе. Но я готов предложить свой план и работать с любой администрацией, которая сочтёт его эффективным для реализации. А насчет русского языка я серьезно. Что за чертово гуманитарное крепостное право? Русский язык в том числе и наш».
Украинский оппозиционный политический деятель Василий Волга считает, что именно сейчас Украина по-настоящему теряет Донбасс:
«Указ об упрощенной процедуре получения российского гражданства жителями мятежных республик, подписанный Путиным, каждый из них сегодня принимает как медаль за отвагу. Вряд ли сами россияне даже могут себе представить, что означает эта паспортина для измученных пятилетней войной людей. Это значит — быть, в конце концов(!), под защитой самой сильной армии на континенте. Это значит иметь право на работу в богатой динамично развивающейся стране. Это значит будущее для детей и обеспеченная спокойная старость для стариков. Но я не радуюсь. Мне горько. Горько и стыдно. За президентов дебилов прошлых и настоящих. Стыдно за прошлых, которые наплевали на Минские соглашения, и за настоящих, которые еще до сих пор так и не поняли, что лепить своим языком все, что не попадя, можно на сцене, но нельзя так бездумно подставлять свою страну и свой народ. Это не сценка. Это не водевиль. Это жизнь и борьба за нее. Баста, карапузики, кончилися танцы. Донецк и Луганск уходят по-настоящему».