Во вторник, 23 апреля, в Королёвском районном суде города Житомира состоялось очередное заседание по делу журналиста Василия Муравицкого. Представители обвинения снова потребовали изменить меру пресечения с круглосуточного домашнего ареста на содержание в СИЗО. Однако суд это ходатайство оставил без удовлетворения, сообщил изданию Украина.ру присутствовавший на заседании журналист и общественный деятель Сергей Форест. По его словам, прокурор уже традиционно внёс ходатайство об изменении миры пресечения, с тем чтобы из-под домашнего ареста вернуть Муравицкого в СИЗО.
«Но адвокат Муравицкого Светлана Новицкая привела ряд аргументов, ссылаясь на международное право, на Конституцию Украины, и суд всё-таки удовлетворил просьбу адвоката и продолжил журналисту домашний арест. Хотя в своём интервью Новицкая сказала, что даже и содержание Муравицкого под домашним арестом без всяких видимых аргументов — это нарушение прав человека. Она привела пример дела об убийстве писателя Олеся Бузины — убийцы ходят и смеются, так и сказала, на свободе. А журналиста, который пишет, содержат под круглосуточным домашним арестом», — рассказал Форест.
Он добавил, что защита ранее ходатайствовала о смягчении меры пресечения для Муравицкого, поскольку журналист не может в таких условиях работать, а у него на содержании маленький ребёнок, и в семье ждут нового прибавления. Но суд это ходатайство адвоката отклонил.
Форест также рассказал об аргументации стороны обвинения: «прокурор заявил, что имеется якобы причина (для того чтобы вернуть журналиста в СИЗО), что Муравицкий пересечёт границу и убежит».
«А Муравицкий на это ответил: как же я убегу, у меня нет паспорта, никаких документов, всё передано правоохранительным органам — как вы это себе представляете, что я без документов перейду границу, бывали ли такие прецеденты?», — рассказал Форест. Он добавил, что прокурор «очень жаловался», что Муравицкого в США считают журналистом, которого преследуют (наравне с журналистами Русланом Коцабой и Павлом Волковым) за критику власти.
Адвокат Светлана Новицкая после заседания суда сообщила журналистам, что прокурор уже год подаёт ходатайство об изменении меры пресечения, о взятии Муравицкого под стражу — «как всегда, у него меняется только дата заявления ходатайства».
«Одно и то же этот человек целый год рассказывает, ссылаясь на какие-то риски, будто бы кто-то куда-то убежит — с ребёнком, с беременной женой — всё бросит, будет почему-то бежать, к тому же без паспорта», — сказала адвокат. По её словам, «суд при решении этого вопроса должен руководствоваться ст. 177, 178 Криминального кодекса Украины — обоснованность обвинения». Между тем, по словам Новицкой, большая часть доказательств в деле Муравицкого основаны на проведении негласных следственных действий, но постановления об их проведении не были раскрыты до предъявления обвинительного акта, а значит, они «не могут быть положены судом в основу обвинения». Есть у защиты претензии и к экспертизе.
Суд ходатайство прокурора оставил без удовлетворения, оставив Муравицкого под круглосуточным домашним арестом. Следующее заседание суда назначено на 5 мая. Срок круглосуточного ареста истекает 3 мая.
Сам Муравицкий не теряет присутствия духа. «На Украине, как оказывается, легче и проще заниматься разбоем, чем журналистикой. Дело в том, что за разбойные нападения так не держат в СИЗО, так не держат под домашним круглосуточным арестом, как за журналистские статьи по официальному договору (с изданием. — Ред.)… Так что если хотите заниматься журналистикой, хорошо подумайте, может быть, разбой выгоднее», — пошутил он после заседания суда.
По словам Фореста, «защита будет подавать документы в международные инстанции: немыслимо, что Муравицкий год отсидел в СИЗО и год уже находится под круглосуточным домашним арестом».
На заседании суда присутствовали представители ОБСЕ, и Муравицкий передал им документы, в частности, скриншоты своих статей, за которые он подвергся преследованию. А вот национал-радикалы, которые не раз приходили на заседания суда по делу Муравицкого, на этот раз отсутствовали.
«От националистов был один наблюдатель, он посидел, ничего не говорил, потом ушёл», — рассказал Сергей Форест. По его словам, по этой причине суд прошёл спокойно.
Отметим, что сторона обвинения проявляет завидное упорство в стремлении снова упрятать Муравицкого в СИЗО. Накануне журналист Павел Волков, который сам подвергся преследованиям по политическим мотивам, выложил на своей странице в Facebook срочное сообщение с просьбой распространить: «Прямо сейчас журналиста Василия Муравицкого без присутствия адвоката Светланы Новицкой снова пытаются взять под стражу».
«Новицкая находится в апелляционном суде Киева и подала ходатайство о переносе заседания по делу Муравицкого, — написал Волков. — Однако вопреки ст. 59 Конституции Украины, ст. 53, 324 УПК Украины и прецеденту ЕСПЧ по делу Бартая vs Грузия (нарушение ст. 6 Конвенции — отказ суда переносить заседание по ходатайству адвоката, который находится в другом заседании) суд назначил бесплатного адвоката (не дав времени для ознакомления с делом) и рассматривает ходатайство прокурора о помещении журналиста в СИЗО».
Государственный адвокат отказалась участвовать в процессе без ознакомления с материалами дела, поэтому заседание перенесли на вторник, 23 апреля.
Напомним, Служба безопасности Украины (СБУ) задержала журналиста Василия Муравицкого в Житомире 1 августа 2017 года. Его обвиняют в госизмене, посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, нарушении равноправия граждан, создании террористической организации. По утверждению СБУ, его статьи публиковались на «сайтах, которые администрировались из РФ и временно оккупированных территорий Украины».
Прокуратура сообщила, что журналисту грозит до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества. По решению суда Муравицкий до начала июня 2018 года находился под арестом в Житомирском следственном изоляторе. Затем суд изменил меру пресечения на круглосуточный домашний арест.
Международная организация Amnesty International считает журналиста Василия Муравицкого узником совести и призывает немедленно снять с него обвинения и освободить.