«Мы — команда Петра Порошенко, и крымские татары его активно поддерживают. Почти очевидно, что мы будем в оппозиции, но в оппозиции конструктивной», — так бывший (в 1991-2013 годах) лидер меджлиса крымскотатарского народа* Мустафа Джемилев обрисовал 22 апреля сайту «Крым.Реалии» свою позицию по отношению к новому президенту Владимиру Зеленскому, которую, по всей видимости, разделяют и его соратники.
Тут интересно слово — «почти». Почему же почти, если Джемилев и нынешний глава меджлиса Рефат Чубаров являются депутатами Верховной Рады от «Блока Петра Порошенко»? Они же просто обязаны поддержать проигравшего выборы вождя своей партии. Или же нет? Заявление выглядит почти как приглашение к танцу.
Стоит вспомнить, что электоральный ресурс меджлиса в нынешних границах Украины достаточно скромен. 21 апреля Джемилев сообщил телеканалу «Прямой» о том, за кого голосовали на Украине крымские татары: «Я знаю статистику. Где-то 3,5 тыс. человек, выходцев из Крыма, в том числе и те, которые здесь. Из Крыма непосредственно, по-моему, выехали где-то 700-800 человек».
Этого не хватило бы даже для избрания в одномандатном округе в Раду, если бы даже всех эмигрантов из Крыма собрали в нем.
Вряд ли иначе было и раньше. Не случайно Джемилев прошел в 2014 году в Раду по партийному списку БПП, а Чубарову в 2015-м передали мандат нардепа Степана Барны, перешедшего на пост главы Тернопольской областной государственной администрации.
Польза от меджлисовцев все эти годы была скорее символической, предназначенной как для мобилизации ура-патриотического электората внутри страны, так и для поездок в составе делегаций от Украины на различные международные площадки, где Чубаров привычно истерил по поводу «гонений на татар в Крыму».
При этом аппетиты у Джемилева, Чубарова и их окружения огромные. Меджлисовцы с 2014 года открыто требуют создания крымскотатарской автономии на значительной части Херсонской области. Здесь при финансовой поддержке дернека (землячества) и прочих спонсоров из Турции они намерены создать компактные поселения для крымских татар, застроить все крупные города мечетями в турецком стиле и т.д. Попутно у них есть претензии и на миллионы гривен, которые выделяются на содержание постоянного представительства президента в Автономной Республике Крым (АРК), на пост замглавы которого меджлисовцы в 2017 году сумели протолкнуть своего человека.
Порошенко все пять лет президентства поддакивал меджлисовцам, но в итоге они так и не получили ни автономии на Херсонщине, ни изменений в Конституции АРК, превращающей этот субъект Украины (существующий на бумаге, но все же!) в национальную крымскотатарскую автономию. Поэтому верность ему и описывается словом «почти».
Возможно, при президенте Зеленском (если умело нажать) Джемилеву и Чубарову удастся добиться большего. Тем более что в штабе кандидата уже 15 апреля сделали реверанс в сторону меджлиса, заявив в том числе, что «крымскотатарский народ должен получить конкретный план поддержки и гарантии со стороны государства».
Поэтому-то в ближайшие месяцы вождям меджлиса нужно будет определиться, стоит ли идти на парламентские выборы от БПП (которая может и не добрать необходимого числа голосов, чтобы протащить в Верховную Раду людей за пределами первой пятерки списка) или же поискать счастья в будущем парламентском списке «За Зеленского».
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ.