Не секрет, что команда Петра Порошенко делала на эти дебаты особую ставку, рассчитывая сделать их кульминацией его компании во втором туре. Президент постоянно форсировал эту тему, заявляя, что его конкурент уклоняется от участия в очном поединке, поскольку дебаты обязательно продемонстрируют стране неуверенность и некомпетентность криворожского шоумена. В то же время сам Порошенко явно надеялся разгромить соперника, считая, что это поможет ему переломить настроения избирателей, несмотря на катастрофические рейтинги экзитполов.
Почему же Порошенко был до такой степени заинтересован в очной ставке с Владимиром Зеленским? Во-первых, глава государства рассчитывал навязать конкуренту собственную повестку, напирая на темы священной войны против внешнего врага, НАТО, томоса, декоммунизации и всей остальной «армії-віри-мови». Президент полагал, что его сопернику придется послушно поддакивать этим основным тезисам, ведь эта нехитрая, но действенная тактика уже сработала с Юлией Тимошенко, которая была вынуждена перенимать националистическую риторику Порошенко, чтобы отбиться от обвинений в тайном сговоре с Путиным.
Во-вторых, политтехнологи президента надеялись выставить шоумена в качестве несерьезного и некомпетентного дилетанта, который не может находиться у руля государства. Имея за плечами большой опыт публичных политических выступлений, умея давить словами на своих оппонентов, Порошенко намеревался всеми силами демонстрировать телезрителям несостоятельность «Кандидата Зе», который якобы занимался политикой только в сериале про Васю Голобородько.
Украина предвкушала это событие две недели, рассчитывая увидеть красочное необычное шоу, и в целом относилась к дискуссии двух кандидатов как к футбольному матчу, где каждый болеет за свою команду, несмотря на ее ошибки и неудачи. Но большинство экспертов и политологов также с уверенностью ставили на победу действующего президента, считая, что он без труда навяжет Зеленскому неудобную для него патриотическую повестку относительно войны и отношений с Россией. А практика выступлений во время «томос-тура» неплохо подогрела и подготовила Петра Алексеевича, который набил руку на выступлениях перед избирателями.
Но все получилось совсем иначе. Баттл на стадионе «Олимпийский» почти целиком прошел по сценарию, который диктовал Владимир Зеленский. Он с ходу взял инициативу в свои руки и начал атаковать Порошенко, нещадно бичуя своего визави самыми болезненными и неудобными для него вопросами. «Кандидат Зе» говорил то, что люди хотели бы слышать от президента Голобородько: о социальных проблемах, недоступных медикаментах, нищенской пенсии, о коррупции приближенных к президенту свинарчуков, коммунальных тарифах, нищете, войне, роттердамских схемах торговли донецким углем и даже о янтаре и вырубке леса. А Порошенко не мог противопоставить этому ничего, кроме ритуально дежурных мантр о Путине и России, что выглядело откровенным провалом.
Практически все время дебатов Зеленский находился в гораздо более выгодном наступательном положении и смотрелся куда убедительнее, увереннее, сильнее. Порошенко сыпал в ответ лживыми пафосными банальностями, которые, похоже, надоели даже его сторонникам. «Кандидат Зе» заминался, иногда говорил невпопад, бегло менял украинский язык на русский, перескакивая на смешной суржик, и зачастую говорил на нем взаимоисключающие в идеологическом смысле вещи. Но избиратель услышал от него главное — постоянные обещания наказать Порошенко за противозаконные действия его постмайдановской власти. И это явно понравилось миллионам злых и ограбленных украинцев, которые вслух мечтают о подобной расплате.
Прессинг Зеленского поломал о колено домашние заготовки пока еще действующего главы украинского государства. А театральные эффекты — вроде сцены с преклонением колен перед родственниками погибших солдат — смотрелись в исполнении опытного кавээнщика куда более естественно, чем неуклюжие действия Порошенко, бухнувшегося на колени задом к зрителям, чтобы поклониться перед волонтеркой Рычковой.
Петр Второй, как назвал Порошенко Зеленский с явным намеком на свергнутого неудачливого монарха, выглядел на этих дебатах как настоящая «хромая утка» — так называют в политической культуре США теряющего власть президента. Это ощущалось до такой степени, что ведущий этого шоу целых два раза бесцеремонно отключал у Петра Алексеевича микрофон, не давая ему обратиться к толпе с предложением спеть гимн, чтобы поскорее закончить этот явно проигрышный для него поединок.
Проиграв гладиаторскую схватку на «Олимпийском», Порошенко лишился последних, даже чисто теоретических шансов честно победить своего конкурента. «Бросайте в меня помидорами, но победил Зе. Это его формат — формат КВН. Никто не ждал от этих дебатов конструктива, но наивно ожидали, что Зе не придет или проглотит язык. Но Зеленский выбрал правильную стратегию — шоу так шоу», — написала об этом львовская журналистка Марьяна Пьецух.
Впрочем, дело не только в этом. Не секрет, что, по мнению многих обозревателей, победа на дебатах дала бы президентской команде повод для проведения массовых вбросов и шулерских махинаций. Порошенко явно собирался продемонстрировать избирателям свое подавляющее превосходство над оппонентом. А это могло иметь критически важное значение в том случае, если бы президент все-таки попытался обеспечить себе победные результаты голосования, задействовав для этого все мощности государственной машины. И тогда он объяснял бы свой неожиданный и сенсационный результат последствиями дебатов, которые якобы заставили украинцев отвернуться от всенародного любимца Голобородько.
Но все вышло по-другому — и теперь Порошенко будет еще сложнее избежать поражения со всеми проистекающими из него последствиями для будущего.
«Я не ваш оппонент, я — ваш приговор», — сказал Зеленский после длинного президентского спича на тему «кухарка не может быть верховным главнокомандующим».
Судя по результату дебатов, это вполне может оказаться правдой.