Большинство украинцев хотят видеть в главном кресле страны другого президента. Во втором туре президентских выборов нынешний глава государства Пётр Порошенко будет бороться с Владимиром Зеленским. По данным опроса Киевского международного института социологии, электоральная картина второго тура выглядит так: Зеленский побеждает Порошенко с рейтингом 72,2% против 25,4%.
Порошенко отчаянно пытается поднять уровень поддержки, прибегая к сомнительным методам и делая ставку на дебаты с Зеленским. Однако, по заявлениям политэкспертов, ликвидировать такой отрыв от лидера гонки невозможно: если выборы состоятся, с большой вероятностью и большим отрывом выиграет Зеленский.
У Порошенко же останется бизнес-империя на Украине, достаточно стабильный рейтинг и мобилизованные сторонники. Какая судьба ждёт его? На этот вопрос изданию Украина.ру ответил политические эксперты.
Порошенко + Вакарчук
Перспективы Порошенко зависят от того, как именно он проиграет эти выборы, уверен директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Если поражение будет разгромным, например 75% на 25%, никаких политических перспектив у него уже не будет, сказал эксперт.
«Если разрыв будет не такой впечатляющий, то в принципе он может продолжать участвовать в украинской политике, готовясь к парламентским выборам, но уже тоже не первым номером в списке. Уже есть разговоры, что будут уговаривать Вакарчука стать лицом новой политической силы, в которую Порошенко может войти. Правда, я совсем не уверен, что Вакарчук на это согласится», — отметил Погребинский.
Подобный расклад, подчеркнул он, возможен при условии, что счет будет максимум 60:40.
«Но мне кажется, это маловероятно. По моим предположениям, 65 на 35% — это всё, на что может рассчитывать действующий президент», — сказал политолог.
3 сценария
Первый сценарий политического будущего для Порошенко — попытаться войти в парламент по списку партии, которая его возьмет, возможно, это будет новая политическая сила, но точно это уже не будет «Блок Петра Порошенко» (БПП), сообщил Погребинский. А дальше, продолжил он, оставаться в роли одного из лидеров этой партии.
«Кроме того, у него есть вариант политического будущего в виде заключения под стражу. Этого тоже нельзя исключить. И тогда он может считать себя политическим узником. Хотя реальных оснований посадить его за банальную коррупцию — более чем достаточно», — заявил политолог.
Есть еще один, «совсем уж скверный» для Порошенко вариант, о котором много говорят: это исчезнуть из страны, отметил Погребинский. Хотя не очень понятно, куда ему бежать. Этот сценарий политолог считает наименее реалистичным.
Один шанс — договориться с новой властью
Если бы Порошенко проиграл, как Тимошенко или Янукович, это был бы один сценарий. Но он проиграл, как Ющенко: по социологии, Порошенко не набирает даже 30%, говорит директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко.
«Не думаю, что с таким результатом можно рассчитывать на свой партийный проект. Он наберет на выборах в Раду 10-12%. И эти цифры держатся на пропаганде, все изменится после его ухода. Допускаю, что его телеканалы «Пятый» и «Прямой» будут лишены лицензии, либо произойдет смена собственника. Они перешли границы, даже позволенные на Украине», — отметил политолог.
Если же Порошенко останется во внутренней политике, он будет фактором раздражения: говорить о серьезном политическом выживании не приходится, добавил Белашко.
«Кроме того, депутатский статус не гарантирует ему никакой неприкосновенности. Интересно, останется ли Юрий Луценко генпрокурором. Это такой человек, который очень быстро может оказаться в лагере нового президента и начать уголовное преследование бывшего», — подчеркнул политолог.
Он не видит у Порошенко возможностей не просто сохранить власть, а получить гарантии безопасности.
«У него есть недвижимость в Британии и Испании, но одно дело, когда он действующий президент, а другое — проворовавшийся коррупционер. Его вопросом заинтересованы правоохранители этих стран.
Очевидно, что на Украине будут открыты антикоррупционные расследования, а если он куда-то уедет, будут запросы на выдачу. Когда еще один политический цикл сменится, уже после президентства Зеленского, с него спросят за военные преступления в Донбассе», — прогнозирует Белашко.
Получается, у Порошенко остаётся единственный выход — договориться с новой властью.
«Но удастся ли это ему, после того как за Зеленским ездили СБУшники, когда в видеоролике его сбивает автомобиль, когда объявляли, что он наркоман? После этого с Порошенко должны говорить в следственном изоляторе. И это запрос общества», — подытожил политолог.
«Пойдёт дальше Кравчука»
Самая очевидная перспектива Порошенко — он продолжит политическую деятельность как лидер своей партии, считает эксперт Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов.
«Поскольку партия всё-таки сформировалась под главу государства, произойдет какой-то ее частичный распад: кто-то пойдет с [мэром Киева Виталием] Кличко, который обозначил самостоятельное свое участие, кто-то — с [премьер-министром Владимиром] Гройсманом. Степень этой эрозии «Блока Порошенко» зависит от того результата, который у него будет во втором туре», — отметил Попов.
В качестве примера двух альтернативных путей, которыми может пойти экс-президент Украины, эксперт привел опыт первого президента Украины Леонида Кравчука, ставшего заметным депутатом, и третьего главы государства Виктора Ющенко, который потом не смог стать даже парламентарием.
«Но результат Ющенко в 2010 году на президентских выборах был очень плох — меньше 10%, поэтому отсутствие у него перспективы было ясно. И ясно, что у Порошенко результат будет лучше. Он пойдет даже дальше, чем Кравчук. Кравчук стал депутатом-мажоритарщиком, потом он примкнул к СДПУ [Социал-демократической партии] облглавой списка в 1998 году. А у Порошенко есть готовая партия», — пояснил политический аналитик.
Теоретически Попов допускает возможность расследования в отношении ряда лиц окружения Порошенко, но Запад будет пытаться, если это будет, погасить такой выход, чтобы не было большой дестабилизации в стране.
«Если Украина и США, Украина и ЕС — стратегические партнеры, не может быть партнерства, чтобы это государство прятало бывшего президента этой страны от преследования. Это возможно в том случае, если прекращается партнерство с действующей властью. Это слишком крупная фигура, чтобы Запад допустил такое расследование в его отношении», — подчеркнул Попов.