По версии следствия, махинации осуществлялись «друзьями» Порошенко. Двумя днями ранее Крючков был экстрадирован из Германии в Украину по запросу антикоррупционного ведомства. Издание Украина.ру разбиралось в данной истории.
Дмитрий Крючков: «великий комбинатор» украинской энергетики
Дмитрий Крючков сделал весьма быструю карьеру, хотя не был известен широкой общественности. Рядовой бухгалтер в 28 лет стал народным депутатом от Блока Юлии Тимошенко (БЮТ), а позже, в 2006 году, вошел в коалицию «Партии регионов». После парламентских перевыборов 2007 года в Раду уже не попал. Зато после победы на выборах Петра Порошенко стал играть заметную роль в украинском энергетическом секторе. В 2014 году на рынке появилась ранее никому не известная компания «Энергомережа», которой руководил Крючков.
Украинский энергетический рынок весьма непрозрачен, опутан различными долговыми обязательствами промышленных предприятий перед поставщиками — облэнерго. Фирма Крючкова выступала в качестве посредника: ей стали передавать долги разных предприятий перед Запорожьеоблэнерго и Черкассыоблэнерго, контрольный пакет акций которых принадлежал государству.
По закону все деньги за поставленную электроэнергию должны были поступить на счета облэнерго в «Ощадбанке». Свободно распоряжаться средствами нельзя, можно лишь рассчитаться с энергетиками. Предусмотренный же тарифом остаток — утвержденную Нацкомиссией по регулированию энергорынка (НКРЭКУ) маржу — государство позволяет тратить на зарплаты сотрудников и ремонт сетей. В то же время в реальности средства должников поступали на баланс «Энергомережи», а потом выводились из страны. Об этом рассказывается в расследовании журналистов программы «Схемы».
В частности, крупнейшим должником Запорожьеоблэнерго был Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), частью которого вместе с государством владеет ныне олигарх Дмитрий Фирташ. Посредник предложил руководству предприятия вернуть часть долга, а именно 160,7 млн грн вместо полной выплаты 308,2 млн грн. На это было получено согласие. Подобным же образом поступили с компанией «Днепроспецсталь», правда, там «скидка» была не такая существенная — 36 млн грн вместо 38. Выплаченные средства в облэнерго не были получены.
Однако афера только набирала обороты. В 2015-2016 годах «Энергомережа» получила право требовать долг с Запорожского завода ферросплавов (ЗЗФ), принадлежащего Игорю Коломойскому. Компания получила с него 164,9 млн грн и, естественно, средства также не были начислены облэнерго. Помимо этого, фирма Крючкова стала зарабатывать на так называемой реактивной электроэнергии, которая формируется в ходе поставки ресурса промышленным потребителям. ЗЗФ внес аванс на сумму 378,5 млн грн за реактивную электроэнергию на обычный счет Запорожьеоблэнерго. Когда же дистрибьютор потребовал оплаты за стандартную электроэнергию, на заводе ответили: мы же вам переплатили за реактивную, возьмите деньги оттуда. Таким образом, долг был погашен, но деньги прошли мимо спецсчета.
Подобные же схемы были использованы для Черкассыоблэнерго. Так, «Энергомережа» истребовала с компании «Азот» Фирташа 274 млн грн, «простив» 41 млн грн. Средства переводились на счета различных структур, связанных с владельцами ФК «Динамо» (Киев) Григорием и Игорем Суркисами. Например, на протяжении января-мая 2015-го фирма переправила 49 млн грн в различные конторы-прокладки: Киевский центр фондовых услуг, Фондовый форекс и «Элара Групп» — со счетами в «Классикбанке». Последняя контора перечислила 193 млн грн, полученные из разных источников, на счет физического лица — некой Натальи Кришталь. А та впоследствии перенаправила этот «финансовый ручеек» на личный счет Игоря Суркиса.
Все это было возможным благодаря тому, что Суркисы имели «дружественный менеджмент» в облэнерго, который вступил в сговор с компанией-посредником, «закрывая» глаза на откровенное злоупотребление. Курировал деятельность Крючкова депутат «Блока Петра Порошенко» Игорь Кононенко, которого называли «смотрящим по энергетике от Порошенко».
Ссора с «патроном» у Крючкова произошла из-за срыва приватизации крупного предприятия — Центрэнерго. Дело в том, что втайне от Кононенко он стал заниматься скупкой долгов данного предприятия — Центрэнерго, сконцентрировав у себя 57% его кредиторской задолженности. Кононенко это не понравилось, и он потребовал передать данные долги другим структурам, через которые потом Центрэнерго должно было быть приватизировано. Но Крючков отказался уступать, в результате чего в 2017 году НАБУ открыло против него уголовное дело за незаконный вывод из Запорожьеоблэнерго 1,4 млрд грн.
Позже Крючков бежал в Германию, откуда заблокировал приватизацию Центрэнерго через суд, параллельно отправив в Генпрокуратуру и СМИ письмо с изложением фактов незаконных схем вывода средств из предприятия с помощью поставок угля. По словам одной из компаний, которая должна была принять участие в конкурсе приватизации, из Центрэнерго в 2016-2018 гг. мошенническим путем были изъяты 14 млрд гривен, которые ушли в карман Кононенко.
Порошенко «в доле»
Находясь в Германии, Дмитрий Крючков давал интервью украинским оппозиционным СМИ, где подробно раскрыл систему махинаций. По его словам, о них прекрасно был осведомлен президент Петр Порошенко, который также имел свою «долю». Он предоставил журналистам «Схем» пленки, где записаны его разговоры с Кононенко, братьями Суркисами, нардепом Игорем Котовицким.
«В пятницу вечером были у П. Дал добро. Лично… И контактное лицо будет Игорь Кононенко», — говорил Крючков Котовицкому.
А в разоворе с Суркисом он утверждал, что поедет к «Игорю Витальевичу» (Кононенко) с отчетом «за прошлый месяц», и отвезет «то, что ему надлежащее, где-то 430 с хвостиком».
В интервью изданию «Страна» он указал, как были поделены сферы влияния в энергетическом секторе.
«Игорь Кононенко стал смотрящим за энергетикой (Центрэнерго и государственные облэнерго) и НКРЭ. Гладковскому тогда отдали «Укроборонпром» и «Турбоатом». В Фонд госимущества поставили Владимира Державина. Через него идет сверка по ряду контрактов и передача денег», — утверждал Крючков.
По его словам, НКРЭ обеспечивает нужный тариф по энергетике, инвестиционную составляющую и прочее. Бывший депутат дал комментарий касательно пленки беглого экс-нардепа Александра Онищенко и его фразы о деньгах, которые нужно было «занести на электриков».
«Я и сам носил туда. На «Ленинскую кузню» — там и у Кононенко, и у Порошенко есть кабинеты. Завозил по $6-8 миллионов в месяц, половину заработка по Запорожьеоблэнерго», — добавил бизнесмен. Он уточнил, что некоторые «платежи» осуществлялись наличными деньгами прямо туда, иногда передавались счета.
Тяжелые последствия для действующей власти
По мнению народного депутата Сергея Лещенко, Крючков станет первым фигурантом антикоррупционных расследований, который даст обличительные показания против президента Порошенко.
«В 17:35 рейсом МАУ номер PS416, который прибудет из Мюнхена в Украину, будет экстрадирован основной фигурант расследования о миллиардных хищениях тарифных денег из государственных облэнерго. Это Дмитрий Крючков, первый фигурант коррупционных схем топ-уровня, который начал давать показания на Петра Порошенко. А также изъявил готовность вернуться в Украину, где продолжается уголовное расследование силами НАБУ», — написал Лещенко в Facebook.
Что касается самого Порошенко, он неуклюже попытался отговориться от данной ситуации, назвав экстрадицию Крючкова «предвыборной технологией Зеленского». По его словам, ненормальным является тот факт, что Крючков три года «прятался по всему миру», а за несколько недель до выборов он «идет и сдается немецкой власти».
«Я хочу подчеркнуть, что ничего общего с борьбой с коррупцией эти процессы не имеют. Три года надо было бороться с этой коррупцией или сразу же после президентских выборов. Это предвыборные технологии штаба моего оппонента и его патрона, господина Коломойского», — заявил он в эфире программы «Свобода слова» на телеканале ICTV.
Совершенно очевидно, что Крючков является весьма ценным свидетелем коррупционных злодеяний режима Порошенко. По данным СМИ, в обмен на сотрудничество со следствием представители НАБУ пообещали поместить его под домашний арест.
Главный вопрос состоит в том, какие именно показания даст правоохранителям исполнитель преступных схем. Его слова могут стать окончательным ударом по авторитету действующего президента, который теперь почти окончательно не имеет шансов на переизбрание.