Святослав Рыбас: У меня ощущение, будто я посещал кладбище-мемориал, музей и страну неведомых, но родных наследников - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Святослав Рыбас: У меня ощущение, будто я посещал кладбище-мемориал, музей и страну неведомых, но родных наследников

Читать в
ДзенTelegram
Поэт и публицист Анна Ревякина о писателе Святославе Рыбасе, новом времени и «Зеркале для героя»

Святослав Рыбас — писатель, член Союза писателей России, почётный гражданин города Донецка. Родился в Макеевке 8 мая 1946 года. В 1973 году окончил Литературный институт имени Максима Горького, по первому образованию горный электромеханик. В настоящее время живёт в Москве.

Все дороги ведут…

Владимир Сапунов
Ветеран группы «Машина времени» провел презентацию своей книги на вершине ДонецкаВладимир Сапунов после 23 лет работы покинул «Машину времени» из-за идеологических разногласий с Андреем Макаревичем и отпраздновал это событие поездкой в Донбасс
«В Донецк», — хочется мне сказать, но это не совсем так. Познакомились мы в Москве весной 2019 года и тут же невероятно обрадовались друг другу, как умеют радоваться друг другу земляки, которые всегда носят родные места в сердце. Обменялись книгами, немного поговорили, а потом… Снова встретились, но уже в Донецке, в самом его центре, в библиотеке. Святослав Рыбас приехал в родные края в составе «литературного десанта». Приехал ради того, чтобы снова увидеть город, в котором не был десять лет. Там же в библиотеке мы условились, что непременно встретимся вечером для разговора под запись, который я предоставлю своим читателям.

Время в Донецке — величина далеко не резиновая, но ещё и чрезвычайно агрессивная. В 23:00 наступает время К. Комендантский час не щадит никого, ни почётного гражданина города, ни автора этого материала. Вечер наступил в 22:00, именно во столько мы начали наш разговор. И меня это отчасти убивало, а отчасти радовало. С Рыбасом невозможно говорить долго, мне лично невозможно, он слишком похож на моего покойного отца: и визуально, и манерой вести беседу. Оба родились в мае в сороковые годы прошлого столетия, оба сухожары и точны в формулировках.

Рыбас говорит спокойно и обстоятельно, как бы ни ветвилось повествование, он непременно его закольцует и вернёт в самое начало к вопросу. На разговор со Святославом у меня было ровно сорок пять минут — время одного школьного урока. И если в школе время урока способно растягиваться на годы, то в вечер нашей беседы время почему-то решило ускориться. Я сидела, словно на иголках, и постоянно поглядывала на часы, чем смущала интервьюируемого, кажется, он думал, что мне скучно. Опытный интервьюер знает, что первые пятнадцать минут записанного разговора (а иногда и больше) даже и слушать не стоит. Человек, как правило, говорит то, что уже когда-то кому-то говорил, цитирует самого себя. Мне же отчаянно хотелось стать для Рыбаса зеркалом, отзеркалить те изменения, о которых он и сам не подозревал. Вот то, что получилось из краткой вечности нашей поздней беседы.

Зеркало для Святослава Рыбаса

Викентий Викентьевич Вересаев
Донецкий щелчок Вересаева: магнит, холера, любовницы-тунеядкиПоэт и публицист Анна Ревякина о Викентии Вересаеве, великом русском писателе, которого вскормили шахты Донбасса
Точки на карте: детство Святослава Рыбаса прошло у бабушки в Старобельске, крещён был в Луганске, родился в Макеевке, на стыке сороковых и пятидесятых семья мальчика переехала в Донецк. Отец Святослава, Юрий Рыбас, в 34 года стал лауреатом Сталинской премии за разработку и внедрение в угольную промышленность нового типа ламп. Благодаря этому новому типу освещения горных выработок свет в шахте стал более ярким, но при этом отсутствовала угроза взрыва метана, если такая лампа разбивалась.

Тот момент, когда наша беседа начала складываться правильно, начался со слова «сон». Рыбас процитировал Шекспира: «Мы сделаны из вещества того же, что наши сны». Конечно, наши сновидения — это пока единственная машина времени, доступная современному человеку. Именно во сне мы встречаемся и со своим прошлым, и со своим будущим. Во сны к нам приходят люди, которых уже давно нет, беседуют с нами, предостерегают, дают советы.

«Иногда, но регулярно мне снится Донецк, — открылся мне Святослав, — я хожу по здешним улицам и не нахожу тех, кого хотел бы найти. Я дружил с Леонидом Шебаршиным, начальником внешней разведки СССР, издал книгу его афоризмов. Леонид застрелился из наградного пистолета в 2012 году. У него был такой афоризм: «Не стоит возвращаться в прошлое. Там уже никого нет». Там нет никого, а ты обязан вернуться! Я испытываю вину, считаю себя дезертиром. Из этой поездки в Донецк я вынес ещё большее чувство вины. Я сходил к дому, в котором прошло моё детство, и увидел: ни-ко-го. Посмотрел на окна квартиры, где мы жили, всё чужое, всё ушло. А с другой стороны — жизнь другая. Другие люди. Вот Вы другая… С третьей стороны — здесь мои могилы, мои сны. Люди, которые сейчас живут в Донецке, это живые люди, они живут и борются, но это не мои люди, это другие люди. У нас есть общее, мы понимаем друг друга и говорим».

- Какой сегодня этот другой Донецк, какие сегодняшние дончане?

— Во-первых, небоскрёбы, которых не было десять лет назад. Поймите меня правильно, это, конечно, не ощущение Чикаго, но есть некая отсылка к «Новой Америке» Блока, ведь именно «Новой Америкой» называл Донбасс Александр Блок. Донбасс, который кипел страстями индустриализации, наживы, быстрого изменения обстановки. А с другой стороны — обстановка войны и умирающего дома детства на улице Челюскинцев, где нет уже ни забора, ни впечатления усадьбы. И моей Семёновки уже нет… Именно в Семёновке было ограбление — те самые кадры из фильма «Зеркало для героя». Ночи в Донецке моего детства были далеко не спокойными. Помню, я маленьким услышал, что одной ночью зарезали шахтёра, забрали 30 рублей. Это было до реформы, человека лишили жизни по сути за копейки. Преступность в послевоенные годы была жуткая, а с другой стороны — избыток молодого населения, которое прошло войну, которое ничего не боялось, но раньше люди были открытыми, собирались, песни пели. 

- А сейчас какие вообще люди? Открытые?

— Сейчас люди закрытые. Другое время, другое качество жизни, тогда люди не рассматривали друг друга в качестве добычи, сейчас очень часто на человека смотрят как на предмет, как из него можно нечто извлечь: прибыль и т.д.

- Как Вам пришла идея повести «Зеркало для героя»?

— А я и не знаю, как она пришла, Вы сами должны это понимать…

- Понимаю, — кивнула я.

Будем жить: Маэстро наносит ответный ударВ Краматорске во время празднования 150-летия города был разбит бюст советского актера и режиссера Леонида Быкова. Сколько-нибудь серьезного резонанса событие не вызвало. Жителей Украины подобными вещами не удивить, привыкли, знаете ли
- Она пришла из того, что мне хотелось как-то отразить свои чувства. А как я мог отразить? Прямо — это было бы неинтересно. Надо было замкнуть два полюса. Современный и тот, другой, из сновидений. Перемещение во времени и дало необходимый эффект замыкания двух полюсов. Остальное просто. Многие кадры, которые вы, зрители, видите сквозь толщу лет в фильме Владимира Хотиненко «Зеркало для героя», это кадры из моего детства: ход пленных немцев по улице Челюскинцев, например. Я стоял тогда с мамой и смотрел на них, а они на меня!..

- Сколько времени Вы писали повесть «Зеркало для героя»?

— Два или три месяца. Быстро очень. Само всё как-то покатилось, как только я понял формулу.

- Вы не чувствуете себя заложником этого текста?

— Нет, конечно, нет, у меня есть более сильные вещи. У «Зеркала для героя» удивительная судьба. Во-первых, фильм. Во-вторых, перелом по самой форме. Мои другие произведения, например повесть «Крест в Галлиполи» или роман «Пепелище», в художественном плане гораздо сильнее. И в плане типизации явлений тоже. А «Зеркало для героя» — это такая шутка.

- Вы ещё вернётесь в Донецк?

— Да. Знаете, я даже хотел купить здесь квартиру, а потом жена мне сказала: «Почему ты живёшь прошлым?» Примерно как Леонид Шебаршин. Я отвечал ей, что я так устроен. Моя жена, поэт Лариса Тараканова, у неё есть строки, которые мне очень понятны. Про то, что вечность нам отпущена на два часа. И мы живём в этой вечности, которая совсем не есть вечность. Я приехал в Донецк и всё это ощутил. То время ушло, а эти мои какие-то ментальные трепыхания — это лично моё, без этого я тоже не могу.

«Зеркало для героя»

Художественный фильм «Зеркало для героя», снятый Владимиром Хотиненко в 1987 году по мотивам одноимённой повести 1986 года Святослава Рыбаса, уникален тем, что использованный приём повторения одного и того же дня в прошлом был применён создателями киноленты задолго до того, как американцы сняли «День сурка» (1993 год).

© из архива Святослава Рыбаса
1 из 6
© из архива Святослава Рыбаса
2 из 6
© из архива Святослава Рыбаса
3 из 6
© из архива Святослава Рыбаса
4 из 6
© из архива Святослава Рыбаса
5 из 6
© из архива Святослава Рыбаса Шахназаров, Рыбас, Хотиненко (слева направо)
6 из 6
1 из 6
2 из 6
3 из 6
4 из 6
5 из 6
6 из 6

8 мая 1949 года — дата, которой суждено было многажды повториться в судьбах главных героев. Дата выбрана не случайно. 8 мая — день рождения автора повести. Воскресенье 8 мая 1949 года повторяется снова и снова. Главные герои засыпают вечером 8 числа и снова просыпаются утром 8 мая. Погибшие «вчера» воскресают, всё начинается заново. «Как градусники. Стряхнул — и нет ничего!»

- Сколько раз повторялось 8 мая?— спросила я Святослава.

— В этом году будет 73 раза, — ответил Рыбас, имея в виду своё собственное 8 мая, — а сколько в фильме, не считал. Это ведь образ, а не арифметика. У каждого есть своя такая дата.

- Почему именно 9 мая было выбрано как день возвращения героев?

— Чтобы показать картину праздника. После смертельно трудной жизни — праздник. Каждый миллион тонн добытого угля стоил одной жизни. После войны даже не одной. Цена праздника безмерна. В общем, тоже образ, оборот медали.

- Почему именно машиной МГБ оканчивается повествование в кольце?

— Это придумка сценариста Надежды Кожушаной. Она вообще хотела закончить фильм дракой отца с сыном. Хотиненко тогда возмутился. Это убило бы картину.

Последний великий артист. «Шахта обвалится, а меня посадят»В начале этого года умер замечательный актер Иван Бортник, снискавший всенародную славу при помощи Промокашки из культового фильма «Место встречи изменить нельзя». Хотя свою лучшую роль, на зависть Никите Михалкову, он сыграл в другой киноленте. 16 апреля Ивану Сергеевичу исполнилось бы 80 лет...
В «Зеркале для героя» герои Сергея Колтакова и Ивана Бортника проходят длинный путь, продолжительностью в один повторяющийся день. Снова и снова герой Бортника пытается исправить прошлое, закрыть шахту под названием «Пьяная», на которой в будущем должен произойти обвал. Конечно, сегодня мы неизбежно сравниваем «Зеркало для героя» с «Днём сурка», но их нельзя сравнивать. Главная цель «Дня сурка» — перевоспитать главного героя. У «Зеркала для героя» цели другие: не просто исправить прошлое во имя будущего, а понять прошлое, осознать, чем жили наши отцы, во что верило послевоенное поколение.

Этот фильм — реальный шедевр конца 80-х годов, один из последних шедевров. Всего-то через несколько лет страна рухнет, под её обломками окажутся герои прошлого и настоящего. Окончательно наступит время для новых закрытых людей, тех самых, о которых в самом начале моего повествования говорил Святослав Рыбас. Но в этом новом времени у новых людей будут всё те же старые проблемы — конфликт поколений, глобальное непонимание, убеждённость молодых в наивности старших и т.д.

Особенная ценность фильма для донбассовцев не в том, что он про нас, это бесспорно, а в том, что он и снимался у нас. Фильм начинается с кадров на проспекте Ильича (там, где мост). Невероятно нежные кадры старого города. Ленту снимали в посёлке Абакумова, в Ленинском районе, на Петровке (бывшая шахта 5-бис), в посёлке Кураховка Донецкой области и посёлке Боково-Платово Луганской области, в Червоногвардейском районе Макеевки.

Правильно сказал Святослав Рыбас, у каждого есть своя такая неисчислимая дата повторения урока. Всё верно, урок будет повторяться столько, пока его как следует не усвоит герой.

P.S. Следующим утром после нашего вечернего разговора Святослав улетел в Москву, прислал мне вот такое письмо, в котором тоже есть ответы. Привожу его текст с разрешения автора.

Дорогая Аня!

Вернулся домой, но не совсем, ибо остался в Донецке. Всегда там.

Запомнилась встреча ночью в гостинице впритык с комендантским часом. Я не сразу уловил эту черту Хроноса, не понимая, почему вы часто поглядывали на часы.

С праздником войны и свободы! Но пасаран!

У меня ощущение, будто я посещал кладбище-мемориал, музей и страну неведомых, но родных наследников. Вы помогли мне понять это очень личное явление.

С искренним уважением, С.Ю. Рыбас

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала