В пятницу, 12 апреля, послы Великобритании и Канады на Украине заявили, что правительства их стран готовы усилить присутствие национальных военно-морских сил этих стран в Черном море. Дипломаты объясняют свои предложения реакцией на керченский инцидент.
Заявления прозвучали в Киеве во время Киевского форума по безопасности.
В частности, посол Великобритании на Украине Джудит Гоф сообщила, что Североатлантический альянс будет продолжать усиливать свое присутствие в Черноморском регионе. Позицию британского дипломата подтвердил и ее коллега из Канады.
«Мы также хотели бы, чтобы у нас был большой обмен наблюдениями за событиями в Черном море», — сказал посол Канады на Украине Роман Ващук.
Помимо этого Гоф рассказала, что Британия не только предоставляет корабли для миссий НАТО, но и напрямую оказывает помощь Украине, проводя тренировки для украинских военных.
«Мы понимаем, что Украина — морская держава, и порты важны для экономики и безопасности», — добавила посол.
«Безопасность Украины — всего лишь повод»
Сами по себе Канада и Великобритания не обладают достаточно мощным флотом. США и НАТО будут наращивать военное присутствие в акватории Черного моря, но радикально это никак не повлияет на соотношение сил в регионе, объясняет изданию Украина.ру российский специалист в военной политологии Константин Сивков.
По его словам, в соответствии с доктриной Монро, там будет определенное количество кораблей, которые будут приходить и уходить: «Это общий тренд, связанный с усилением напряженности в мире, а безопасность Украины — это всего лишь повод».
«России необходимо адекватно наращивать группировку в этом районе и увеличивать число кораблей Черноморского флота, находящихся на боевой службе в Черном и Средиземных морях», — уверен Сивков.
Англосаксы будут и дальше наращивать напряженность в Черном море, но относиться к этому надо спокойно, советует российский эксперт в сфере безопасности Александр Жилин. Есть международные правила, которые предусматривают нахождение судов, сопровождение, вхождение в связь: они не могут находиться там год, поясняет Жилин.
«Россия выдвигает свой конвой, сопровождает их, контролирует, включая применение авиации. Мы также получаем хорошую возможность, чтобы испытывать средства радиоэлектронной борьбы и проводить радиотехническую разведку», — отметил эксперт.
Это очень полезно с военной точки зрения, добавил Жилин.
«Черное море — это наше внутреннее море. Когда туда заходят чужие корабли, мы контролируем ситуацию, снимаем все данные, которые нам нужны. А если они будут вести себя по-хамски, то модифицированные Су-24 продемонстрируют свою высокую эффективность. И с английскими моряками будет тоже: «ослепит» и «оглушит» американские приборы системы противовоздушной обороны, заставив половину экипажа подать рапорт об увольнении», — подытожил эксперт.
Никто не хочет начинать войну
России безразличны заявления, которые делают заморские послы: есть Черноморский флот и Южный военный округ, который пресечёт любые возможные провокации, уверен главный редактор российского журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
«Сегодня Черноморский флот проводит учения и использует в качестве мишенной обстановки ту группировку кораблей НАТО, которая там находится. Поэтому будем действовать спокойно и без суеты. Никакие угрозы на нас действия не возымеют», — рассказал Коротченко.
Если НАТО начнет войну, оно будет уничтожено, заявил главред «Национальной обороны».
«Максимум, на что они способны — мелко тявкать и науськивать Украину. НАТО войну первым не начнёт, а мы тем более не собираемся ее начинать», — подытожил Коротченко.
Германия и США — против обострения ситуации
Вероятные действия Великобритании и Канады не будут способствовать стабильности в регионе, а любые их действия будут расценены как провокация в сторону Российской Федерации, говорит политолог, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Геворг Мирзаян.
«Но здесь есть два тонких момента. Во-первых, такого рода действия не поддерживает ряд западноевропейских стран. А во-вторых, многое в успехе этой провокации будет зависеть от того, как мы будем на нее реагировать», — подчеркнул политолог.
По его словам, нужно реагировать на подобные провокации достаточно осторожно, не подтверждая действиями пропаганду украинской стороны.
В то же время Германия выступает против обострения ситуации в Азово-Черноморском бассейне, добавил Мирзаян: «Там понимают, что пользу от этого Европа не получит». Пользу получит Пётр Порошенко, отдельные государства Восточной Европы, которые выступают за конфликт с Москвой, но не страны, заинтересованные в стабилизации ситуации.
«Дональду Трампу это не нужно, он не хочет эскалации отношений с Российской Федерацией. Но если Москва будет продолжать… в Венесуэле, Трамп тоже может поиграться на каких-то околороссийских территориях», — допустил Геворг Мирзаян.