С завода — в небо
Как и многие известные выходцы из Донбасса, Береговой родился вдали от него — 15 апреля 1921 года на Полтавщине. Но отец подался на шахты, и первые двадцать лет жизни Георгия прошли среди шахтных терриконов и заводских труб и домен.
Енакиево — старый индустриальный центр региона, металлургический завод здесь построили позже Луганского, но раньше Юзовского. В тридцатые годы прошлого века здесь кипела обычная для советского промышленного города жизнь, а значит, был и свой аэроклуб. В него и записался Георгий.
Работать же начал рано — едва окончил 8 классов средней школы. Пошел учеником слесаря на Енакиевский металлургический завод. Но не искусство варить сталь манило парня, а небо. Туда же смотрел еще один молодой рабочий завода — Фёдор Янукович, тоже записавшийся в аэроклуб. Юноши сдружились. Неисповедимы пути Господни — кто же знал, что много лет спустя Георгию предстоит сыграть решающую роль в жизни сына Федора — Виктора?
Из аэроклуба, где Жора Береговой был в числе первых, дорога была одна — в летное училище. А оно — вот, под боком, в Ворошиловграде, как тогда назывался по имени своего знаменитого уроженца Луганск. Береговой учился на пилота бомбардировочной авиации. На фронте пришлось переучиваться — с 1942 года он — лётчик-штурмовик.
Мастерство и везение «аса» штурмовки Берегового
То, что штурмовики ИЛ-2 были грозой для немцев, «летающим танком», «бетонным», «черной смертью», «чумой», хорошо известно. Но штурмовик работает по целям с малых высот, а значит, и риск быть сбитым — в разы выше, чем на других типах самолетов. Учитывая потери в штурмовой авиации первого года войны, риск полета на нем, уже за 10 удачных вылетов на задание летчик ИЛ-2 получал звание героя Советского Союза. Но, когда воевать начал Береговой, «ИЛы» получили стрелка-радиста. Ценз на звание Героя СССР повысили до 30 полетов, потом до 80. Но ты еще выживи в этих тридцати и восьмидесяти полетах!
Береговой совершил за войну 185 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Звание Героя он получил в 1944 году — за 108 вылетов. Ему везло — трижды сбивали. Несколько жестких посадок, но остался цел. После войны работал летчиком-испытателем. Его классность была столь высокой, что Берегового пригласили в отряд космонавтов СССР, несмотря на солидный возраст.
Береговой для книги рекордов космонавтики
Вообще надо сказать, что в отряде космонавтов Георгий Тимофеевич был фигурой более чем заметной. Он был единственным лётчиком-космонавтом, получившим первого Героя СССР не за полет в космос, а за боевые вылеты. Он также был единственным по-настоящему боевым летчиком и участником войны — Беляев успел только в сорок пятом немного в войне с Японией полетать на истребителе. Георгию Береговому принадлежит и возрастной рекорд — он управлял космическим кораблем в возрасте 47 лет. Это уникальный случай в мировой космонавтике.
В 1968 году он поднял к звездам «Союз-3». Корабль во многом новаторский, экспериментальный. Дело новое, значит, и летчик должен быть с опытом испытателя. У него он был. В 1948-1964 годах Георгий Тимофеевич испытал 60 новых самолетов. Тем не менее, к отбору подходили беспощадно строго, простой насморк мог перечеркнуть мечту всей жизни. Сам Береговой страшно переживал накануне, что не полетит. В свой книге «Угол атаки» он так описал свои сомнения:
«…мне уже как-никак сорок семь, а космические корабли отправляются пока еще не с частотой летних электричек, да и пассажиров берут не густо. Нет, мне нельзя откладывать сегодня на завтра. Что может быть обиднее, чем после стольких лет подготовки навсегда остаться в звании наземного космонавта?»
Полет прошел нормально. Береговой стал космонавтом № 12 в СССР и тридцать вторым в мире. Газеты бесстрастно сообщили: «Сегодня, 26 октября 1968 года, в 11 часов 34 минуты московского времени на орбиту искусственного спутника Земли мощной ракетой-носителем выведен космический корабль «Союз-3». Космический корабль пилотирует гражданин Советского Союза летчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР полковник Береговой Георгий Тимофеевич».
Первый космонавт Донбасса
Енакиево и весь Донбасс ахнули — наш парень в космосе! Рабочий край очень гордился Георгием Береговым. Еще бы — он был первым и единственным космонавтом из Донбасса целых 12 лет, пока осенью 1980 года не взошла звезда уроженца Красного Лимана Леонида Кизима. Еще пять лет спустя космос покорил уроженец Горловки Александр Волков. И по сей день Донецкий край остается единственным, давшим такую гроздь космонавтов.
А тогда, тогда он был первым. Сегодня трудно передать тот уровень известности, который был у Берегового на малой родине. Кстати, и Енакиево, и Донецкую область, и Ворошиловградскую Береговой посещал весьма часто, несмотря на большую загруженность делами. Со многими руководителями региона его связывали неофициальные, дружеские связи. А в конце семидесятых ему пришлось в Донецке вспомнить дружбу с Федей Януковичем, с начала которой прошло ровно сорок лет.
Таинственная «память о друге»
История с Виктором Януковичем, тогда безвестным заключенным одной из колоний Донецкой области, мутна до беспредела. Известно, что первый раз за «хулиганку» будущему президенту Украины дали в 1967 году 3 года, но отсидел он всего 7 месяцев и вышел на свободу досрочно. Три года спустя ему снова пришлось познакомиться с камерой примерно за то же самое. Прокурор просил два года, судья был не против. Адвокат, правда, утверждал, что Янукович защищал девушку. Следствие шло почти год, сроку дали Януковичу два. В общем, тоже обошлось ему все малой кровью.
А 1978 году Донецкий областной суд внезапно решает пересмотреть все уголовные дела Виктора Януковича. И тут появляется фигура Берегового. Будто бы именно он попросил суд разобраться. Тот якобы внял и снял все судимости с Януковича, который к тому времени успел получить диплом Енакиевского горного техникума, добраться до третьего курса Донецкого политехнического и стать директором небольшой автобазы. Неплохой, а главное, какой типичный для вчерашнего зэка трудовой путь, не так ли?
Добавим, что через несколько лет он возглавил Донецкое областное управление автотранспорта, и дальше его карьера все время поднималась в гору. Чем все закончилось — известно. Что касается Берегового, то много лет спустя сторонники Януковича рассказали трогательную историю о том, как первый космонавт Донбасса в память о юношеской дружбе с отцом помог его сыну.
Так оно было или нет — Берегового уже не спросишь, он скончался в 1995 году. Но, думается, что, если бы Георгий Тимофеевич знал о том, как подставит Донбасс и всю Украину тот, за кого он в семьдесят восьмом поручился, может, и не стал бы руки марать.
Память о легенде
Георгий Береговой по праву считается великим сыном народа Донбасса. И памятью о нем служит не только бюст и специальная стела на родине героя — в Енакиеве, не только тот самый колокол от семьи Януковичей.
Его именем названы улицы и школы, и малая планета, в его честь выпускались юбилейные монеты, а поезд «Полтава-Москва» именовался «Георгий Береговой». Где нынче тот поезд?
В свое время Георгий Тимофеевич был главным консультантом на съемках культовых подростковых фильмов о скитаниях в комических далях — «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Он вообще любил фантастику. Но никакого воображения не хватило бы у космонавта, чтобы увидеть в страшном сне, как сыны родины его предков пойдут убивать детей его Донбасса, места, где он стал тем, кем стал — легендой. Да и у кого бы хватило в то время?