"Я думаю, что у народа Украины за пять лет накопилось много вопросов", — полагает Зеленский.
Уже традиционно Зеленский обратился к народу, чтобы ему присылали вопросы к Порошенко. Тем временем Петр Порошенко назначил свою дату дебатов — 14 апреля.
"В следующее воскресенье я на республиканском стадионе, именно там, где предложил господин Зеленский, жду его для проведения дебатов. Я думаю, что 19.00 или 20.00 будет оптимальным временем. Поэтому я приглашаю зрителей, как хотел Зеленский, я приглашаю все каналы, чтобы дебаты были проведены, как хотел Зеленский, и не дать ему сойти с этой дистанции", — рассказал на одном из украинских каналов Порошенко.
Впрочем, по словам главы фракции БПП Артура Герасимова, Петр Порошенко ждет Зеленского на дебаты по сути и 14-го, и 19 апреля.
Все это похоже на то, что действия происходят в двух параллельных реальностях. У каждого свое кино, свой зритель, кино показывают в разных кинотеатрах и в разное время. И даже в виртуальной реальности кандидаты не пересекаются. Встретятся ли они вообще на ожидаемых дебатах — это интрига похлеще результатов самого голосования.
Избирательная кампания разворачивается по классическому сценарию эпохи постмодерна, где главное не продукт, а хайп вокруг не него.
«Адреналин тоже почти наркотик. Нас на него уже подсадили. С утра — анализы. Сдали? Обед — что там скажет Тимошенко. Вечером — какая новая задачка для квеста от Зе и что он ответит ПП? Квест продолжается. Публичные вопросы к кандидатам в президенты Украины от сотен журналистов — про анализы, волосы и ногти. Идеальная матрица… в ней явно веселее, чем в реальности с войной, экономикой, разделенной страной и миром, который называет Украину «Дурдомом», — так прокомментировала подготовку к дебатам народный депутат, в прошлом журналист Виктория Сюмар.
Украинский зритель-избиратель уже разогрет до уровня «гладиаторских боев» и ждет от дебатов не смыслов, а шоу. Именно о подмене содержания формой говорил на днях и Святослав Вакарчук: «Содержание постоянно подменяется формой, идет постоянное состязание цветов и слоганов. Пафос простив юмора, билборды против инстаграма, молебен против сериала. Избиратели, не дайте подменить содержание формой, требуйте от кандидатов в президенты конкретных ответов, какой они видят Украину через 5 лет и какие есть конкретные шаги для реализации этого видения».
Но в том-то и вся соль, что избирателю скучно вникать в содержание. На хайп смотреть интереснее. Такова природа, поэтому маркетологи, предлагая любой товар, рассказывают нам, покупателям, не о том, из чего состоит товар, а о том, какие эмоции мы получим в результате покупки.
Почему «продукт» Зеленского-президента захотели купить, то есть проголосовали за него в первом туре? Потому что его, кандидата, продвигали по по этим самым законам маркетинга. Любая современная реклама построена на том, что человек, выбирая квартиру, гель для душа или президента, прежде всего выбирает ощущения, счастье, наслаждение. Реклама самого ординарного шоколада обещает нам райское наслаждение и почти всегда получить мечту. Ровно по этой технологии избирателям «упаковали» и «продали» кандидата Зеленского.
Ему удалось создать не просто шоу из избирательной кампании, он сумел с помощью виртуального президента Голобородько создать мечту об Украине. Ту самую страну «Баунти», в которую всякий раз нас переносит копеечная шоколадка с кокосовой стружкой.
«Невозможно создать хороший продукт, основываясь на опросах людей или пользуясь фокус-группами. Люди сами не знают, чего они хотят, пока им это не покажешь», — сказал однажды Стив Джобс, создавая свои инновационные гаджеты. Незнание этой простой истины подвело президента Порошенко в первом туре. Он опирался на второстепенные потребности избирателя, когда сочинял лозунг своей кампании про язык и томос. И теперь он оказался в роли догоняющего.