Украинский фотограф и видеограф Юрий Кривенко решил проголосовать на выборах. Казалось бы, рядовая история. Если бы не одно «но»: Кривенко живет в Киеве, а прописан — в Луганске.
«Хочу воспользоваться своим правом голоса. Прописан в Луганске, хоть и живу в Киеве 12 лет. Проехал по месту фактического проживания — в Соломенскую РГА. В кабинете 324 трудятся несколько работников, но говорят, что сейчас только один человек принимает документы. В кабинет очередь, стоит приблизительно 70 человек. Пообщался с теми, кто стоит в очереди у входа в кабинет. Говорят, что стоят с 9 утра. Когда пришли, очередь уже была 80 человек», — рассказал он о своем визите в райгосадминистрацию.
В итоге его запись в Facebook заинтересовала как СМИ, так и общественных активистов. А люди в очереди тем временем потеряли терпение.
«Кто-то из людей плачет, кто-то — ругает местную власть», — описал в другой записи общение украинцев со СМИ Кривенко.
В общем, даже для луганчанина, много лет живущего в Киеве, — а сам фотограф переехал в столицу еще до Майдана — регистрация для голосования на выборах — дело непростое. Что же говорить о тех, кто постоянно проживает в ЛНР и ДНР, но желал бы проголосовать.
Без вины виноватые
Официально переселенцы и постоянно живущие в ЛНР и ДНР граждане Украины должны до 25 марта включительно прийти в отдел ведения Госреестра избирателей и подать свой паспорт и заявление, в котором указать место нахождения 31 марта. Кроме того, если жителям населенных пунктов в ЛНР и ДНР, которые захотят голосовать на Украине, нужен лишь паспорт и заявление, то переселенец должен предоставить документы, которые подтверждают необходимость временного изменения места проживания: справку с места работы, билеты на проезд, документ об аренде или собственности на жилье. Но и это — результат послаблений, сделанных для жителей Донбасса Центризбиркомом.
«Они имеют полную возможность проголосовать по особенной процедуре, в соответствии с постановлением №893. Люди, которые подают заявления в ближайший орган ведения Государственного реестра избирателей сейчас, не ожидая последнего дня, пока нет очередей, тратят на регистрацию 10-15 минут», — рассказывала в конце января глава Центральной избирательной комиссии Украины Татьяна Слипачук.
Безусловно, списать очереди в киевских райгосадминистрациях можно было бы на несознательных переселенцев. Да и опыт свидетельствует — в разных администрациях стояние в очереди занимает разное время.
«Сменить место для голосования заняло у меня 2 часа 40 минут. Тут если есть возможность не откладывать в долгий ящик — лучше не откладывать. Завтра последний день, когда можно поменять. Так получилось, что я ни разу не голосовала на выборах президента. В 2010 году не успела из-за работы, а в 2014-м не было открепительных талонов, уехать в Запорожье не могла опять-таки из-за работы. В ночь и день выборов, когда ты политический журналист, ты работаешь всегда», — отмечала через несколько дней после Кривенко журналист Мария Жартовская, которая регистрировалась как избиратель на Подоле в Киеве.
Но когда заходить речь о жителях Донецка, Луганска, а также других населенных пунктов ЛНР и ДНР, тон украинских властей меняется. Их, несмотря на то, что официальным Киевом они признаются гражданами Украины, обвиняют в фальсификациях.
«По нашим данным, злоумышленники уже разрабатывают механизм фальсификации результатов выборов с использованием голосов лиц, постоянно проживающих на указанных территориях», — заявил в конце января замглавы Национальной полиции Украины Олег Козловский.
Фактически, жителей целого региона обвинили в том, что они намерены фальсифицировать выборы.
Да и в том, что касается переселенцев, многое вызывает вопросы. Так, согласно принятым изменениям, им придется снова обращаться в отдел ведения Госреестра в случае назначения повторного голосования. Иными словами, перед вторым туром они снова должны будут стоять в очередях. И совсем не 10-15 минут, как уверяла глава ЦИК.
«Тут многие не выдерживают и уходят. Это они специально так делают — хотят, чтоб мы не смогли голосовать и переизбирать. Будут дальше воровать. Вот где такое видано, чтоб президент зарабатывал на войне? Этого ж ни в одной стране мира такого нет», — цитировала «Страна» пенсионера из очереди избирателей в Святошинском районе столицы.
При этом украинские СМИ утверждают: данные жителей Донбасса для фальсификации намеревается использовать лишь один кандидат — действующий президент Петр Порошенко.
Нужные голоса
Стояние в очередях на контрольных пунктах въезда-выезда на линии разграничения иногда достигает нескольких часов. Эти очереди печально знамениты тем, что в них умирают пожилые люди, которые выезжают на Украину за пенсией. Простоять в таких очередях воскресное утро, чтобы проголосовать — не лучшая из альтернатив для жителей ЛНР и ДНР. Поэтому вряд ли можно ожидать массового «паломничества» из республик на украинские избирательные участки.
Тем не менее, даже те дончане, которые не хотят голосовать, регистрируются на Украине как избиратели. Их к этому вынуждают власти.
«Родители из Донецка ездили делать загранпаспорта в Мариуполь (по адресу Митрополицкая, 20). После оформления им отказали в дальнейшей процедуре до тех пор, пока они не сходят в ближайшую избирательную комиссию (по адресу Мира, 2Б) и не принесут оттуда справку, что они зарегистрировались как избиратели. Ни на какие выборы они, естественно, не поедут, а лишние бюллетени за них, вероятно, проголосуют. Из всей очереди с Митрополицкой туда погнали как минимум пятерых, всех из ДНР. Думаю, такая схема везде для переселенцев: пришел за пенсией, паспортом, или еще что-то», — передавало издание «Страна» рассказ читателя-дончанина.
В свою очередь в партии «Батькивщина» выявили еще одну странную аномалию на предстоящих выборах — «резиновые» квартиры. Так, в избирательном округе №220 обнаружили 380 человек, зарегистрированных по адресу Киев, улица Бондарская, 3, кв. 104.
«Это составляет 25% всех избирателей, зарегистрированных на избирательном участке (№ 801095)», — заявили в партии Тимошенко.
В том же округе обнаружили еще одну «резиновую» квартиру — на проспекте Правды. Там было зарегистрировано 287 избирателей. Что характерно, подавляющее большинство фамилий в списке — украинские. То есть это не «московская» проблема, когда в подобные квартиры массово прописывают мигрантов.
Вслед за Киевом «резиновые» квартиры стали находить и в других городах Украины.
«Оказывается, квартирный вопрос испортил не только москвичей. Харьков,наши дни… Ничем, казалось бы, не примечательный адрес: ул. Луи Пастера, д. 320, кв. 90. Но есть здесь что-то притягательное, иначе как объяснить наличие аж 217 зарегистрированных избирателей? Честная власть-честные выборы говорите? Ну-ну, верим конечно», — рассказал харьковчанин Алексей Синицын.
Позже он рассказал и о несуществующих в реальности квартирах, в которых также были зарегистрированы избиратели.
Кто эти люди, неизвестно. Однако история с регистрацией избирателей в «резиновых» квартирах напоминает принудительную регистрацию на выборах тех жителей ЛНР и ДНР, кто не хочет тратить весенний выходной на украинский избирательный процесс. Судя по всему, украинский президент понимает: при существующих рейтингах он может не пройти и во второй тур. Поэтому и собираются «мертвые души». А во всех бедах, в случае чего, на Украине как обычно обвинят жителей Донбасса.