Зеленский не просто новичок в политике. Имея рекордный рейтинг и весьма высокие шансы на занятие президентского поста, он не имеет своей команды. Кто же будет её формировать?
Сам Зеленский подошёл к этому вопросу творчески и предложил украинцам самим предлагать его команде кандидатов на должности премьер-министра, генерального прокурора, главы СБУ, министра иностранных дел и министра обороны. Но это, понятно, чистый популизм — нужны кандидаты, которые будут соответствовать установленных законами критериям, пройдут через назначение в Верховной Раде, а значит, без участия политических элит не обойтись.
Все это очень сложно, а при определенных назначениях требует и опыта и внимательных переговоров с учетом нюансов. Поэтому не имеющему своекй команды Зеленскому, в любом случае, нужны опытные советчики. А у них могут быть в этом деле свои интересы.
И тут можно предположить, что главными «акционерами» политического проекта «Президент Зеленский» будут Игорь Коломойский и посольство США.
Коломойский и новое правительство
Интерес Коломойского совершенно прозрачен и понятен — ему надо возвратиться в украинскую политику (что равнозначно возвращению в большой бизнес). Зеленский от Коломойского зависим только в некоторой степени (он не халявщик и даже не наёмный менеджер, а партнёр), но отказаться от сотрудничества с ним уже не сможет.
Очевидно, что костяк правительства будет составлен представителями Коломойского, но кто это будет — пока под вопросом.
Уже довольно давно была вброшена идея, что премьером при Зеленском будет Игорь Палица. Это довольно опытный управленец. Он возглавлял правление ОАО «Нефтехимик Прикарпатья» (Надворнянский НПЗ в Ивано-Франковской области, принадлежащий группе «Приват»), в 2003-7 годах возглавлял «Укрнафту», дважды избирался народным депутатом, руководил Волынским облсоветом и Одесской обладминистрацией.
Сейчас активно обсуждается кандидатура Юлии Тимошенко, чьи шансы на занятие поста президента невелики, а политические амбиции надо учитывать.
В общем, кандидаты есть, под вопросом только то, когда Зеленский сможет сформировать собственное правительство.
Сейчас у него нет своей базы в парламенте, но нет её и у Коломойского. Есть три варианта решения проблемы правительства:
— Теоретически новое пропрезидентское большинство можно сформировать на основе «Батькивщины», но «услуги» Тимошенко в этом случае будут очень дорогостоящие, при этом совсем не обязательно новую коалицию действительно удастся сформировать.
— Можно попытаться отправить правительство в отставку, но, даже если это удастся, возникнет масса вопросов технико-юридического характера — работоспособность Рады без коалиции, юридические основания работы врио премьер-министра на протяжении примерно 9 месяцев и т.п. Кстати, это чуть ли не единственный вариант, при котором правительство может возглавить Палица или кто-то ещё из менеджеров «Привата» (Александр Шевченко, отец и сын Дубилеты и др.).
— Наиболее вероятный сценарий — сохранение существующей коалиции и нынешнего правительства (возможно, новый президент попытается заменить в нём некоторые фигуры).
После парламентских выборов будет уже совсем другая игра — у Зеленского появится своя парламентская фракция, и он получит возможность «кинуть» партнёров. Но до этого ещё долго — почти целый год.
Интересы США
Стратегическая цель США — переформатирование украинской политики в обычную колониальную схему, подобную реализованной в Польше. Это постепенное отстранение действующей политической элиты и замена её новой — намного более низкого качества (это себе трудно представить, но вы сравните интеллектуальный уровень нынешних польских руководителей с Александром Квасьневским — и поймёте, о чём идёт речь). В результате должна возникнуть двухпартийность еврооптимистов и национал-популистов.
Национал-популистов на Украине навалом, а вот с еврооптимистами сложнее — они есть, но к самостоятельной политической деятельности ещё не готовы. Да и популярности им не хватает.
Судя по всему, в США присутствует точка зрения, что центром объединения еврооптимистов может стать Зеленский. Благо он не политик и не занял определённого положения в идеологическом спектре.
Ещё в январе Зеленский встретился с председателем правления Центра противодействия коррупции (ЦПК) Виталием Шабуниным, народным депутатом Сергеем Лещенко и бывшим членом Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПКА) Русланом Рябошапкой. Ничего особенно критического в этой встрече не было — Шабунин просто осуществлял плановый обход кандидатов в президенты, он встречался с многими, причём с Зеленским — даже не в первую очередь (встреча с Гриценко была неделей раньше).
Теперь вот весьма странное заявление по поводу Супрун: «Что касается Супрун, я неглубоко в этом вопросе. Но я понимаю, что если в нашей стране это одна из тех реформ, которая как-то держится, то и нам надо за таких людей держаться и давать таким людям карт-бланш».
Странность заключается в том, что Ульяна Супрун — крайне непопулярный деятель, и уже поэтому высказывать ей симпатии (пусть даже в столь неопределённой форме) перед выборами для кандидата — не самое здоровое занятие. Слишком токсичный актив. И насколько бы Зеленский ни был дистанцирован от политики, он должен это понимать. К тому же в период избирательно кампании говорить об успешности медицинской реформы, в результате которой десятки тысяч украинцев лишились бесплатной (а по сути для них вообще какой-литбо) медицинской помощи, это, что называется, стрелять себе в ногу…
Поэтому очевидно, что у вполне успешного и яркого популиста Зеленского были веские основания для такого заявления. То ли он таким образом выпрашивает «ярлык на княжение» у американского посольства ("видите, я ваших, в том числе гражданку США Супрун, не обижаю"), то ли ярлык уже выпрошен и заявление в поддержку Супрун — условие уже достигнутого соглашения.
Резюме
Не так важно, кто в этой ситуации будет Сциллой, а кто — Харибдой. Важно то, что в окружении президента Зеленского будут две группы, которые заранее находятся друг с другом не в лучших отношения. В США не доверяют Тимошенко и не очень хорошо относятся к Коломойскому, а Коломойскому от США вообще одни проблемы.
P.S.: Кому тут не позавидуешь — так это украинскому избирателю. Ему предстоит выбирать между Порошенко, с которым всё ясно, и Зеленским, с которым ясно не всё, но проблем заведомо будет больше.