В субботу, 16 марта, после довольно скучного митинга под дождем на Майдане незалежности националисты прошли маршем к Администрации президента, куда принесли огромную рогатку и закидали из нее защищавших здание полицейских в полной боевой выкладке плюшевыми свинками из Angry Birds, хрюкавшими, если их взять в руки. Вот и все!
Между тем, все это было ожидаемо, если изучать праворадикалов, а не предаваться фантазиям. Подобные марши Андрей Билецкий проводит уже ровно три года — начиная с шествия «Требование нации — нет капитуляции» 20 мая 2016 года. Каждый раз — несколько тысяч марширующих парней в униформе, привлекающих фотографов, море флагов, драматическая музыка из динамиков машины (она постоянно ездит по улице на шествиях «азовцев», поддерживая в них «боевой дух»), угрозы «вождя» с трибуны «завтра же выгнать предательскую власть из ее кабинетов», после чего… все спокойно расходятся.
Каждый раз все ждут путча и беспорядков, а их нет (единственное исключение — 9 марта этого года). На самом деле смысл этих акций другой и крайне простой: во-первых, поддерживать в тонусе собранную в организации многотысячную ультраправую массу («вот-вот уже начнем революцию, парни»), которая иначе заскучает и начнет разбегаться, во-вторых, раз за разом дешево и сердито привлекать к себе внимание СМИ.
В отличие от каких-нибудь правых романтиков из «Реванша», пытавшихся 14 октября 2014 года повернуть марш УПА* на штурм Администрации президента и государственный переворот, у Билецкого, во-первых, нет никаких иллюзий по поводу того, что власть не берется просто путем захвата кабинетов, во-вторых, он очень хорошо помнит опыт отсидки до Евромайдана в Холодногорской тюрьме и не хочет туда обратно, в-третьих, пока что у него и Сергея Коротких — де-факто одного из публичных спикеров «Национального корпуса» — есть много возможностей «подсесть» на финансовые потоки.
Напомню, что Коротких в 2014—2015 годах был командиром разведки «Азова», в 2015 году — командир отдела охраны стратегических объектов при департаменте государственной службы охраны при МВД Украины по Одесской области, ныне руководитель общественной организации «Захист і Реконструкція Країни» («ЗіРКа»). То есть оба, как Билецкий, так и Коротких, — люди опытные и с точки зрения организации бизнеса подкованные.
Почему произошли две драки с полицией 9 марта, я уже подробно объяснял 14 марта на пресс-конференции «Золотая акция Авакова. Кто определит победителя на выборах президента Украины: избиратели или радикалы?», упомянув тогда же, что 16 марта «не будет ничего такого». После того как в начале февраля Порошенко направил подконтрольных ему националистов (С14, «Традиция и порядок», «Братство»*) срывать предвыборные встречи Юлии Тимошенко и пикетировать региональные офисы «Батькивщины», а затем все это переросло в марш под лозунгом «Авакова в отставку», министр внутренних дел серьезно разозлился и зеркально ответил акциями «Нацкорпуса», только более массово и жестко: вы пикетировали с баннерами и плакатами встречи Юлии Владимировны с избирателями — мои будут приходить с такими же баннерами, да еще и сорвут предвыборный митинг Порошенко и заставят президента убегать; ваши радикалы устроили 7 февраля штурм Житомирского областного совета и драку с полицией — мои сделают то же, и еще более масштабно под Администрацией президента в Киеве!
Большие люди «обменялись любезностями», после чего конфликт, собственно, оказался исчерпан. «Нацкорпус» продолжил далее пикетирование встреч Порошенко с избирателями в регионах, поддерживая внимание к себе со стороны СМИ, но уже 11 марта в Житомире было видно, что готовится не штурм, а разве что «подстановка себя под избиение»: как отметил журналист «Страны», националисты прислали с плакатами «прежде всего девушек», и в случае их жесткого задержания рассчитывали на общественное сочувствие — как заведомо невинно пострадавшим.
Внимание к «Нацкорпусу» после акции 9 марта огромно, его представители буквально не сходят с телеэкранов, страниц и сайтов топовых СМИ Украины. И это — прямо накануне президентских выборов, когда размещение в СМИ предлагается всем только за огромные деньги, а им достается абсолютно бесплатно! И важный момент — благодаря этой кампании Билецкий полностью «забил информационно» своих конкурентов на правом поле в лице «Свободы» и ее «Объединенных сил националистов», силы которых в общем-то численно сопоставимы с силами «Нацкорпуса», что показывает сравнение марша «азовцев» 2 марта и митинга «Объединенных сил националистов» 24 февраля на том же Майдане Незалежнсти.
Что еще в сухом остатке?
Во-первых, нельзя не отметить упомянутый мной еще после марша 2 марта момент, что Билецкий держит в Киеве весь свой региональный актив бойцов. 16 марта на «Дне гнева» в украинской столице вновь выступали командиры региональных отделений, например, лидер днепровского Котенко и лидер луганского Владислав Кириллов, то есть они со своими людьми по-прежнему в Киеве. И это открывает им для выступлений после выборов, то есть после 31 марта, большие возможности.
Во-вторых, Билецкий все же сильно «подпортил себе карму». Телеканал «Прямой» выпустил 16 марта получасовой фильм о его партии, в который бережно подобрал весь имеющийся на нее компромат — и предыдущие пророссийские симпатии «Белого вождя», и пребывание Коротких в Москве в 2004—2007 годах, и обвинения последнего в убийстве одного из создателей полка Ярослава Бабича, в общем, много всего. Интересно, что основным экспертом по поводу угрозы штурма Центральной избирательной комиссии 31 марта «Нацкорпусом» и прочих связей с Россией стал лидер С14 Евгений Карась, которого, судя по его эмоциональному выступлению 11 марта в ток-шоу «Гра Z вогнем» на телеканале ZIK, крайне разгневали обвинения в сотрудничестве с СБУ со стороны Коротких.
Таким образом, пока грозные «Национальный корпус» и «Национальные дружины» являются таковыми только в СМИ и в глазах несведущих обывателей. А эксперты понимают, что к реальным активным действиям радикалы Билецкого либо вообще, либо еще не готовы. Но силы копят и в их демонстрации преуспевают.
* Организации, деятельность которых запрещена на территории РФ