Причины такого явления просты — значительная часть феминисток, выходящих 8 марта на марши за права женщин, придерживается левых взглядов, к тому же на их акции выходят многие представители левацких и ЛГБТ-организаций, чьи самостоятельные акции сейчас стабильно срывают ультраправые. Для представителей же правоконсервативного лагеря этот день — отличная возможность мобилизовать своих сторонников и заявить о себе.
В этом году марш за права женщин и протесты против него обрели рекордный размах. «Сегодняшний марш — это что-то неимоверное. Столько людей мы никогда не видели, когда выходили на марш за права женщин», — заявила телеканалу «Громадьске» одна из организаторов шествия Елена Шевченко, руководительница ЛГБТ-организации Insight.
По свидетельствам очевидцев, в этом году марш в защиту женщин растянулся по улицам примерно на два километра. В шествии принимали участие отдельные колонны либералов, левых социалистов, левых КВИР (собирательное название сексуальных и гендерных меньшинств), ВИЧ-позитивных. Не случайны и лозунги, которые скандировали участницы и участники марша (их можно услышать на онлайн-трансляциях): «Нет фашизму, нет капитализму!», «Долой фашизм, гомофобию, сексизм», «Традиция не данность, важнее солидарность», «Бунтуй, люби, добивайся прав» и т.д.
Были заметны плакаты «Убей в себе Нацдружину» («дружина» по-украински «жена», но есть и известное всем по временам Киевской Руси значение «дружина» в смысле «войско», отсюда ультраправые «нацдружинники») и «Феминизм, а не фашизм».
По оценке присутствовавшего на марше журналистов газеты «Вести», в шествии приняло участие около 1500 человек. Схожую оценку дал Украине.ру лидер националистической организации «Традиция и порядок» Богдан Ходаковский, один из организаторов контракции против марша за права женщин: «Около 800 — 1000».
В свою очередь, Ходаковский отметил нашему изданию, что и акция консервативных сил в этом году получилась рекордной по численности: «Прошлая акция (год назад. — Авт.) собрала от силы человек 30. Сейчас было людей под 300, из которых половина бродила (по улицам. — Авт.) и пыталась проникнуть к феминисткам, чтобы подискутировать».
Far-right & “traditional values” groups Katheon & Tradition & Order arrived early to Olga monument in Kyiv where today’s #InternationalWomensDay march to begin & blocked it off. Women’s day activists gathered near St. Michael’s monastery now. 100s police; dozens of activists. pic.twitter.com/lwxBt7dBh9
— Christopher Miller (@ChristopherJM) 8 марта 2019 г.
Формально организаторами контракции на Михайловской площади выступили Центр правозащиты общества «Катехон» и Сестринство имени Святой княгини Ольги. Это молодые во всех отношениях организации, заявившие о себе год назад как раз во время аналогичных протестов. В частности, от Сестринства имени Святой княгини Ольги тогда было на акции три девушки, в этом году — около пятнадцати.
Однако основную часть участников составили члены националистических организаций «Братство»*, «Традиция и порядок» и «Неизвестный патриот» (именно такой состав имел и десант националистов, устроивший 7 февраля штурм Житомирского областного совета депутатов), к которым присоединились участники Добровольческого движения ОУН (флаг которых был хорошо заметен на акции у памятника Святой Ольги) во главе со своим вождем Николаем Кохановским (командир «батальона ОУН» в АТО в 2014 — 2015 годах) и др.
Призыв к мобилизации, опубликованный 7 марта от лица упомянутых выше христианских и националистических организаций, апеллировал к тому, что марш за права женщин представляет собой на самом-то деле акцию пророссийских, антивоенных, левых и антифашистских сил: «Если раньше ЛГБТ-организации скрывали свою украинофобию, то теперь они стали на «ватную» позицию. Их марш не за женские права, а за аборты, антимилитаризм и запрет националистических организаций».
С аналогичной аргументацией выступил 7 марта в своем Telegram-канале один из идеологов полка «Азов» и партии «Национальный корпус» Эдуард Юрченко: «Завтра они будут разжигать ненависть к украинским традиционным семьям, пропагандировать извращения и, в частности, требовать запрета украинских парамилитарных организаций. То есть тех добровольцев, которые в 2014 году защитили Украину. Завтра мы — адекватные граждане — должны выйти на контракцию. Потому что авангард общества — это мы, а не извращенцы и дегенераты». Пост Юрченко просмотрели за сутки 1,4 тыс. человек, но сколько именно пришло на его акцию в 10:30 у памятника Богдану Хмельницкому (и откликнулся ли кто-то вообще на его призыв), неизвестно.
Интернет-ресурсы полка и партии тему марша и протестов против него вообще проигнорировали, сосредоточившись целиком на собственной акции 9 марта против коррупции в «Укроборонпроме». Кроме того, молодым неонацистам и футбольным ультрас, составляющим костяк «азовского» движения, христианская и консервативная тематика чужда в принципе, к тому же многие из них являются неоязычниками и враждебно относятся к христианству как к «навязанной украинцам еврейской религии».
Не обошлось на марше и без столкновений с оппонентами, хотя по сравнению с 2018 годом, когда неонацисты из группировки «Немезида» (потом проявившие себя поджогами домов ромов в Киеве) прямо на улице избили ногами нескольких участников шествия, обошлось без травм. «Но было небезопасно, — рассказала Елена Шевченко «Громадьскому». — Сегодня было много провокаций и атак… Был взрыв (в колонну марширующих кинули шумовую гранату. — Авт.), была атака на Михайловской площади, которая разорвала нам колонну, были попытки «запшикать» газом девчат».
Самой резонансной оказалась выходка националистов на Михайловской площади, отнявших у марширующих и сломавших несколько флагов. Известно как минимум об одном задержанном, и в том числе его личность — это Алексей Середюк, днем ранее записавший на фоне флага «Братства» видеообращение (размещенное опять-таки на страницах «Братства» и его «Всемирно-Броварского телевидения» в социальных сетях) с призывом срывать марш. Уже из автозака Середюк разместил на своей странице в Facebook еще одно видеообращение, мотивировав свое действие тем, что на сломанных им флагах были изображены перевернутые кресты.
Нельзя не отметить, что лексика «Традиции и порядка» с их друзьями из организации Корчинского почти дословно совпадает с филиппиками главы Совета национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова по поводу угрозы феминизма, гендерной идеологии и прочего, среди которых он также умудряется найти «российский след». Для Турчинова, как я отмечал ранее, подобные призывы и апелляция к христианским ценностям являются средством создания собственной правоконсервативной партии с опорой на протестантские церкви Украины. В свою очередь, ориентированные на христианство националисты пытаются «застолбить за собой» это общественное поле, показав себя как главные борцы с феминизмом и ЛГБТ.
Вполне вероятно, что за этим кроется и политическое противостояние с выходом на создание конкурирующей с «Всеукраинским Собором» Турчинова политической партии, только ориентированной на Петра Порошенко. Как уже отмечалось, «Традиция и порядок» и «Братство» активно действуют сейчас против Юлии Тимошенко, а кума президента Оксана Билозир недавно лоббировала создание христианской партии. В этой связи неудивительно, что находящийся в противостоянии с действующим президентом «Национальный корпус» решил проигнорировать сегодняшние протесты.
* Организация запрещена в России Верховным судом РФ