Однако, при всей абсурдности этого инцидента, он многое говорит о ситуации в постмайдановской Украине, позволяя ее жителям сделать достаточно однозначные выводы о наплевавшей на их позицию власти. Тем более что эти выводы будут особенно актуальны в канун предстоящих выборов президента.
Для начала, травля Maruv подтверждает, что современная государственная политика Украины пропитана лицемерным двоемыслием, которое превратилось в способ мышления каждого профессионального патриота. Если певица виновата в том, что она проводит концерты в РФ, то почему ее осуждает за это певица Джамала, которая без всяких последствий гастролировала в России в самый разгар военного конфликта — а ее родители благополучно получили на полуострове российское гражданство, занимаясь там гостинично-туристическим бизнесом?
Почему никто не наказывает тесно сотрудничающих с властью предпринимателей, из года в год наращивающих торговый оборот со «страной-агрессором», — а Ринат Ахметов, который, согласно многочисленным публикациям в СМИ, завозит через Россию донецкий уголь, остается близким партнером украинского президента? Наконец, почему сам Петр Порошенко, который представляет страну не на концертах, а на самом высшем государственном уровне, целых три года не мог заставить себя отказаться от знаменитой фабрики в Липецке? И это почему-то не лишает его поддержки агитирующих за президента ура-патриотов.
Впрочем, здесь нет ничего нового — ведь двойная логика давно стала фундаментом украинской националистической пропаганды, и украинцы уже успели привыкнуть к системному и систематическому вранью, которое щедро льют на них сверху. Гораздо важнее другое — жители страны победившего достоинства в очередной раз могли убедиться в том, что власть ни во что не ставит их мнение и с особым цинизмом игнорирует сделанный ими выбор.
Скандальный отбор музыкального конкурса внезапно оказался миниатюрной моделью современного украинского общества. Миллионы одураченных по итогам Евромайдана граждан поняли, что правящее в Украине националистическое меньшинство не намерено считаться с народом даже в таком невинном вопросе, как выбор попсовых исполнителей на гала-концерт в Израиле. И вполне естественно, что они экстраполируют эту ситуацию на политическую жизнь государства, осознавая, что демократия и право выбора по факту, является здесь фикцией — и все решает кучка захвативших контроль над властью политиканов.
«Произошел дикий скандал. Институт доверия подорван. Даже те, кому эта Марув была поперек горла, видят, что произошло банальное шулерство. Со времен детских игр во дворе любой человек знает, что нельзя переписывать правила во время (и уж тем более — после) игры. И самое важное. Если вы разрушаете институт, основанный на едва зарождающемся доверии со стороны большого количества людей, вы наносите обществу огромную коллективную травму. Для общественного благополучия и развития это гораздо хуже, чем если бы даже она с российским флагом на сцену выскочила. Это будет сказываться на тысячах и миллионах самых разных коммуникаций среди людей. Измерить это ничем нельзя, но это очень, очень плохо», — сетует журналист Иван Яковина, который бежал в Киев из Мордора, а теперь неожиданно столкнулся с реалиями подлинного тоталитаризма.
К чему приведет этот неприятное прозрение среднестатистического «маленького украинца», который сторонился политики и планировал отсидеться у себя в домике, подальше от разрывающих страну политических бурь — а теперь неожиданно осознал, что власть решает за него даже то, какая музыка должна ему нравиться?
не допустив к финалу победившую по результатам отбора Maruv власть ясно продемонстрировала, что она в принципе не желает учитывать волеизъявление украинцев, навязывая им сверху свой выбор. Но однажды может обернуться ответной реакцией обозленных людей — когда они банально устанут от того, что им постоянно тычут в нос чужой средний палец.