Казимир Малевич — человек широкой и неоднозначной славы. Обычно о нём с ехидцей говорят, что этот человек настолько не умел рисовать, что вместо «настоящих» картин изображал чёрные квадратики (заметим — не только чёрные и не только квадратики). Есть даже версия, что в знаменитой фразе Остапа Бендера:«Киса, я хочу вас спросить, как художник художника: вы рисовать умеете?» — содержался намёк на Малевича (вряд ли персонально на него — Ильф и Петров неоднократно критически упоминали художников-модернистов как явление). Даже во вполне серьезных биографиях упоминается, что Малевич не имел художественного образования.
Пожалуй, эти мифы стоит разоблачить.
Учёба
Малевич действительно не имел академического образования — в том смысле, что он не учился в столичной Академии художеств. Но вообще профильное образование у него было — Киев был третьим городом в империи, где можно было получить вполне качественное доакадемическое художественное образование.
В 1895-1896 годах Малевич посещал Киевскую рисовальную школу Николая Мурашко. В то время она находилась в одном из доходных домов на Владимирской улице, неподалёку от оперного театра. Кстати, в 1877-78 годах в этой школе, по рекомендации Ильи Репина, учился такой известный мастер кисти, как Валентин Серов.
Малевич брал уроки у академика, члена движения передвижников Николая Пимоненко — автора множества жанровых полотен из народной жизни.
Позже, уже в начале XX века, в Москве Малевич посещал занятия в студии Фёдора Рерберга, хотя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества его не приняли.
Кстати, с 1928 по 1930 год Малевич уже сам преподавал в Киевском художественном институте…
Стили
Помимо общеизвестных абстрактных (супрематических) полотен («Чёрный квадрат», «Красный квадрат», «Белое на белом» и т.п.), Малевич написал множество картин в других стилях. В частности, это:
— Импрессионизм. Эти картины наиболее близки к реалистической живописи, содержание их вполне понятно. К их числу, по-видимому, относится первая картина Малевича, написанная ещё в 1894 году в Конотопе (да-да — творческий путь Малевича начался именно на Украине), а также ряд относительно поздних картин художника, в том числе — «Три женщины в поле» (1900 год), «Река в лесу» (1908 год), «Бульвар» (1930 год) и многие другие.
— Наивное искусство. В основном это агитационные плакаты времен Первой мировой и Гражданской войн, выполненные в традициях русского лубка.
— Кубизм и кубофутуризм. Малевич создал довольно много картин в этих стилях, более («Полотёры», 1912 год) или менее («Голова крестьянской девушки», 1913 год) близких к реалистической живописи.
— Конструктивизм. Это обобщенные портреты, в которых художник попытался чисто графическими методами показать роль персонажа («Трусливый», «Воин», «Солдат» — все 1913 года).
Кстати, в русском авангарде рубежа веков конструктивизм Владимира Татлина и супрематизм Казимира Малевича были если не антагонистами, то уж точно конкурентами, что не мешало художникам творить в обоих стилях (впрочем, трудно не согласиться с мнением, что как конструктивист Татлин был более убедителен, чем Малевич).
Ну и, наконец, вишенка на торте, — неоклассицизм! Именно к этому стилю обычно относят грандиозный в своей монументальности автопортрет художника 1933 года, хранящийся в Русском музее.
Философия
Когда мы говорим о супрематизме, надо понимать, что в основе этого течения была, с одной стороны, довольно своеобразная философия, а с другой — утончённое издевательство над зрителем.
Взять, например, наиболее известное (и, по словам автора, вообще — лучшее) произведение Малевича — «Чёрный супрематический квадрат» (1915 год).
Работа над картиной началась в 1913 году, когда Малевич работал над оформлением сцены и костюмами для оперы Михаила Матюшина и Алексея Кручёных (кстати, тоже уроженца Украины) «Победа над Солнцем», в которой, собственно, Солнце (жёлтый круг) под влиянием людей («будетлян») превращается в чёрный квадрат.
«Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции. Является, по замыслу, частью триптиха, в состав которого также входят «Черный круг» и «Черный крест».
Сам Малевич объяснял своё супрематическое творчество тем, что все наличное в мире уже нарисовано, и ему остаются только геометрические фигуры.
Впрочем, мэтру не все доверяют, и среди объяснений присутствуют столь, например, экзотические, как борьба с православием. Например, известнейший художник и критик Александр Бенуа писал, что чёрный квадрат — «несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер». Есть и более сложная версия, согласно которой Малевич, дескать, таким образом пытался объяснить бессмысленность концепции Бога-отца.
Квадрат многократно исследовался, в том числе методами рентгенографии. Удалось выяснить, что:
— он не квадрат, а вообще — трапеция;
— он не чёрный: цвет — результат смешения нескольких красок;
— под ним находится композиция из нескольких цветных фигур (версия «хотел что-то нарисовать и замалевал» явно не соответствует замыслу художника);
— под слоем краски имеется карандашная надпись «Битва негров в темной пещере» (исследователи полагают, что это отсылка к картине Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданной в 1882 году).
Впрочем, ничто не мешает предположить, что Малевич просто предвосхитил появление максимы другого знаменитого поляка — Станислава Ежи Леца: «Полудурки и четвертьинтеллигенты терпеть не могут полу- и четвертьтонов». А потому картинки им надо подсовывать по возможности монохромные и геометрические…
P.S.: 22 февраля Пётр Порошенко заявил, что Малевич является украинским художником.
По большому счёту, ничего "незаконного" в такой формулировке нет — Малевич уроженец Украины, был связан с ней всю жизнь, именно здесь произошло его становление как художника и именно здесь он написал свою первую картину. Малевич в некоторых анкетах писал, что он украинец, отлично знал украинский язык и даже писал на нём статьи и, думается, преподавал в Киеве тоже на украинском — всё же это были времена коренизации.
С другой стороны, сам Малевич родился в польской семье, крещён в костёле, с детства говорил по-польски и первая его жена была полькой. Наверняка сам он считал себя поляком.
А по-большому счёту, поляк, родившийся в Киеве, живший в России и Белоруссии и умерший в Ленинграде, в жизни и творчески пользовавшийся русским языком был частью огромного культурного пространства Российской империи и СССР, если хотите — "Русского мира". И делить его по национальным квартирам — занятие бессмысленное.