Как напомнила американский дипломат, в конце прошлого года США подписали с Польшей несколько контрактов, предусматривающих поставки около 7,5 млрд кубометров СПГ в год.
Издание Украина.ру побеседовало с сопредседателем украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрием Маруничем, который выразил сомнения в обоснованности таких прогнозов представителя Госдепартамента.
— Я не знаю, на чём основывает свои прогнозы американский посол. Мощность польского терминала по приему СПГ — 5 млрд кубических метров в год. Идут разговоры об увеличении мощностей до 10 млрд кубометров. Но это несравнимо даже с потреблением Польши, которая использует около 19 млрд в год. Что уж говорить о сопредельных странах.
- Возможно, поляки планируют построить новые объекты для выгрузки СПГ?
— Я не слышал о планах строительства новых СПГ-терминалов, однако полагаю, что, если бы такие планы были, информация о них уже точно появилась бы в открытом доступе. Поляки очень любят рассказывать о своих попытках избавиться от некоей газовой зависимости от России, крупнейшего импортера углеводородов в Польшу.
- Какую роль в своих планах по реэкспорту СПГ поляки отводят Украине?
— Я точно могу вам сказать, что поляки рассматривают Украину как вероятного покупателя СПГ, правда, неясно в каких объемах. Понятно почему — это улучшает экономику поставок СПГ. А она в Польше, да и в любой европейской стране, негативная. По объективным причинам — потому, что такой механизм ценообразования на СПГ из США.
- И когда поляки собираются «залить» Украину американским сжиженным газом?
— Теоретически Украина уже сейчас может закупать американский СПГ у Польши с учетом политических факторов — прикажет американское посольство в Киеве организовать поставки, и тут же организуют. Однако по техническим и финансовым причинам осуществить это затруднительно, поскольку необходимо сначала построить интерконнектор (трубопровод. — Ред.) Украина — Польша.
Действующая система трубопроводов не позволяет осуществлять поставки сколько-нибудь серьезных объемов газа на Украину с территории Польши.
- В каком состоянии постройка этого интерконнектора?
— На него уже есть проект, более того, его уже начали реализовывать, но все уперлось в отсутствие средств, прежде всего с украинской стороны. С польской есть готовность, этот проект даже включили в список проектов совместного интереса, на который Евросоюз дает деньги и оказывает поддержку иного рода. Однако здесь идет речь о помощи Польше, а не Украине.
На весь интерконнектор необходимо было, если не ошибаюсь, около €200 млн. Примерно половину этих средств должна вложить Украина, и этих денег просто нет. Они нигде не запланированы, не внесены в тарифы — их просто не существует.
Насколько мне известно, были подписаны разного рода меморандумы между «Укртрансгазом» и польской Gaz System SA, но там дальше каких-то намерений дело не сдвинулось.
- Куда еще помимо Украины Польша хочет поставлять американский СПГ? Есть ли для этого технические возможности?
— Что касается сопредельных стран, не только Украины, то Еврокомиссия требовала от всех государств Восточной Европы развивать интерконнекторы. Это одна из основ энергополитики Евросоюза — максимальное расширение сети газопроводов по Европе в целом. А поскольку они менее развиты как раз в Восточной Европе, то именно там их приходится много-много строить.
Восточноевропейские страны пытаются реализовать эти программы постройки интерконнекторов частично за свои средства, частично за заемные и за помощь Евросоюза. Поэтому можно сказать, что какую-то роль СПГ будет играть в Восточной Европе, несмотря на плохую экономику — высокую цену сжиженного природного газа, в которую укладывается стоимость доставки из-за океана и затраты на сжижение и регазификацию.
- На что рассчитывают США на рынке газа Восточной Европы?
— Если американцы на этом рынке хотят получить какие-нибудь дополнительные объемы сбыта, то им важно во всю эту историю включить страны типа Украины.
Не знаю, будут ли в этом принимать участие Словакия и Чехия, — у них свои отношения с «Газпромом», Чехия достаточно хорошо интегрирована с немецкими газотранспортными сетями.
И как вы понимаете, оттуда они будут получать дополнительные объемы дешевого газа, которые придут в Европу по «Северному потоку-2».
Поэтому это — сугубо политическая история, а не экономическая.
- Возможно, в Польше хотят увеличить собственное потребление газа, и для этого им пригодятся поставки из США?
— Я смотрел Энергетическую стратегию Польши, и в ней до 2030 года, несмотря на то что у поляков большая доля угля, не предполагается существенного роста потребления природного газа внутри страны.
Хотя по требованию Евросоюза нужно отказываться от угольных мощностей, особенно в генерации электроэнергии. Но, как вы понимаете, это очень сложное политическое и экономическое решение — необходимо вкладывать очень большие деньги. Итак, они не предполагают существенного увеличения доли природного газа в структуре потребления энергоносителей.
И возникает вопрос: эти поставки СПГ — просто попытка заместить российский ресурс, который будет априори дешевле, поскольку поставляется по трубопроводу?
Судя по всему, речь идет только о замещении уже потребляемых объемов, и, для того чтобы обеспечить дополнительные поступления, они будут пытаться использовать Украину и ее соседей. При этом для этих стран американский газ будет еще дороже, чем для Польши.
Вы же понимаете, что одно дело закачать газ в терминал и поставить его польскому потребителю, а другое — доставить в другие государства.
- Известно, что Польша уже сейчас закупает СПГ у США. Сколько они теряют на таких поставках? Можно ли численно оценить эту негативную экономику, о которой вы говорили?
— Я недавно с польскими коллегами общался, и выяснилось, что у них в стране великая тайна, во сколько же реально государственной компания PiGNiG обходится этот американский газ. Официальный ответ госкомпании PiGNiG — у нас есть портфель, в рамках которого мы реализуем энергоресурсы внутренним потребителям, и вот в рамках этого портфеля всё «размазывается».
Ну, так оно и есть, конечно, но это не отменяет того факта, что за любой входящий дорогой энергоресурс в конечном итоге платит конечный потребитель.
- То есть польские власти намеренно наносят вред собственной экономике в угоду американскому бизнесу?
— Поляки задекларировали намерение отказаться от российского газа, но, насколько мне известно, они не собираются отказываться от него полностью. Об этом заявлял ряд польских чиновников.
Они говорили о том, что Польша будет выбирать экономически целесообразный вариант поставок. Но политически доминирует идея отказаться от поставок российского газа или минимизировать их с 2022 года.