Как в Киеве резали Тараса Шевченко - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как в Киеве резали Тараса Шевченко

Читать в
Художественные выставки становятся постоянным объектом для атак ультраправых

Украинские националисты уничтожили еще одну художественную выставку. На этот раз мишенью для их атаки стали картины иллюстратора Александра Грехова, которые были вывешены в киевском метро на станции «Тараса Шевченко». Они изображали Великого Кобзаря в образе Фантомаса, Дэвида Боуи, Мастера Йоды, Фриды Кало, Джека Воробья, Гарри Поттера, Терминатора, Бэтмена, а также чернокожего актера Айры Олдриджа, подружившегося с Шевченко во время своих петербургских гастролей.

Неудивительно, что выставка с самого начала вызвала раздражение украинских националистов, которые усмотрели в ней злостную украинофобию и покушение на канонический сакрализованный образ поэта — в неизменной свытке, папахе и вышиванке. Как рассказал сам Грехов, первое нападение на картины произошло еще в момент монтажа выставки, а затем их пытались сорвать как минимум дважды. Наконец, за дело взялся националист Юрий Павленко, известный под позывным Хорт, которого уже судили за захват Винницкой областной администрации. Прибыв на станцию вместе с соратниками, он уничтожил работы Грехова, разрезав их ножом на глазах у привычно бездействовавших полицейских.

«Дегенераты совершенно утратили чувство реальности. На одном из изображений Шевченко стилизовали под любовницу Лейбы Троцкого — Фриду Кало. Тут он и вурдалак, как у Бузины, и алкоголик, и даже с лозунгом «Секс, наркотики, рок-н-ролл», — написал вандал на своей странице в «Фейсбуке». Стоит ли говорить, что его поступок вызвал горячее одобрение патриотической общественности, которая требовала примерно наказать «украинофобствующих» художников. «Сегодня поносят Шевченко, а завтра будут рисовать рогатые «иконы» и шабашить «панк-молебны» в наших храмах. Дегенеративное искусство надо остановить», — написал дьякон новосозданной Православной церкви Украины Ярослав Ясенец. Он также апеллирует вслед за Хортом к известным гитлеровским словам о «дегенеративном искусстве» модернизма, которое всячески преследовалось в нацистском Рейхе. 

Организаторы выставки не намерены восстанавливать уничтоженные работы, справедливо считая, что ощущающие полную безнаказанность ультраправые уничтожат их снова. «Боимся, что в следующий раз из-за агрессивных действий противников выставки могут физически пострадать не только постеры, но и случайные пассажиры метро», — говорит об этом художник Грехов, подчеркивая, что такие погромы превращают Украину в тоталитарное общество. А украинская либеральная интеллигенция в очередной раз констатирует свое полное бессилие перед произволом правых, которых она так горячо поддерживала во время Евромайдана и после его победы, аплодируя каждому нападению на представителей «ватников» и «совков».

«Националистические вандалы пришли и уничтожили выставку. Один из них, Юрий Хорт, вдобавок еще и хвастался этим на «Фейсбуке», ржал на тему того, что полицейский, которого позвала возмущенная актом вандализма пассажирка, просто ничего не сделал. В Украине появилась сила, которая берет на себя право цензуры. И с ней никто ничего не делает! Эти люди срывают правозащитные акции и фестивали. Считают себя вправе цензурировать литературу. Считают себя вправе цензурировать искусство. И делают это регулярно! А государство, которое, как будто бы должно отстаивать свое право на соблюдение закона, молчит. Правоохранительные органы, которые имеют право на насилие, в отличие от нас, засовывают голову в песок», — обиженно описывает эту ситуацию киевская журналистка Настя Мельниченко.

И действительно — украинская государственная власть предоставила националистам карт-бланш на вандализацию идеологически неправильных образцов современного искусства. А это провоцирует ультраправых на новые и новые преступления — причем они совершают их открыто, бравируя своими поступками, которые тянут на вполне конкретные статьи уголовного кодекса Украины. Ведь если бы полицейский задержал в метро уничтожившего картины Хорта, на его выручку приехали бы другие вооруженные патриоты. И страж порядка мог бы стать в этой истории козлом отпущения — подобно закричавшему «лягай, Бандера!» спецназовцу.

О том, как далеко ушло по дороге к тоталитаризму украинское общество, наглядно свидетельствует продолжение истории скульптора Спартака Хачанова, который был исключен из Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры за антивоенную инсталляцию с изображением половых членов. Преподаватели академии усмотрели в этом глумление над украинской армией и оскорбление участников АТО, записав либерального студента в «донецкие сепары». Больше того — один из них разбросал крамольные статуэтки, а затем натравил на Хачанова киевских нацистов, что вынудило скульптора спешно выехать из страны.

Эта история сразу же вызвала большой резонанс в художественных кругах Европы. Инсталляцию Хачаева захотели показать в Германии и Финляндии, однако руководство Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины отказывается отдавать эти работы, объявляя их своей собственностью. В ситуацию уже вмешался всемирно известный кинорежиссер Аки Каурисмяки. «Срыв отправки работы из-за вашего противодействия — прискорбный факт, так как полностью противоречит представлениям о нормах поведения и отношения творческого учебного заведения к работе своих учеников. Работы Спартака должны быть не только сохранены, но беспрепятственно переданы его представителям. Роль академии в этой ситуации скандальна. Надеюсь, академия понимает негативные последствия этого шага для ее имени в художественных кругах Европы», — написал он в обращении к чиновникам из киевской академии, недвусмысленно показывая, что история с разгромом инсталляции и преследованиями Хачанова приобретает выраженные черты международного скандала.

Можно не сомневаться, что уничтожение картин с Тарасом Шевченко тоже не останется незамеченным для Европы, где все чаще пишут о политических преследованиях представителей современной украинской культуры, которые превратились в новое издание политических диссидентов. Так, финское издание «Спектр» опубликовало статью об украинской поэтессе Евгении Бильченко, которую недавно вызвали на беседу с представителями украинских спецслужб прямо в кабинете у ректора одного из киевских вузов, где она ведет сейчас преподавательскую работу.

«Они провели часовой допрос, вели себя вежливо. Ссылались на доносы от моих коллег по университету. Далее мне предложили подписать документ под названием «Предупреждение» от службы безопасности Украины о том, что моя деятельность граничит со статьей УК «Создание террористических организаций», — примерно один лист. На втором листе в пустых графах я написала объяснение: «я — поэт, люди любят мои стихи», — рассказала об этом сама Бильченко, которая была пять лет назад активной участницей Евромайдана, а затем перешла на позиции осуждения насилия и войны. 

Конечно, все это признаки мрачного и душного времени тоталитарной реакции, когда граждане лишаются права высказывать свою личную позицию, если она в чем-то противостоит официозному националистическому мейнстриму, — причем ее нельзя выражать даже иносказательно, на языке своего художественного творчества. Украинское общество молчит, когда националисты режут картины с изображением выдающегося украинского поэта, или когда они нападают с ножами на живых людей, а государственная власть потакает их действиям, чтобы использовать погромщиков в своих предвыборных играх. А это постепенно загоняет украинское искусство в эмиграцию и подполье. 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала