Нажива и авось: Что толкнуло грабителя покуситься на картину Куинджи - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нажива и авось: Что толкнуло грабителя покуситься на картину Куинджи

© РИА Новости . Максим Блинов / Перейти в фотобанкОбстановка у входа в Инженерный корпус Третьяковской галереи
Обстановка у входа в Инженерный корпус Третьяковской галереи
Читать в
ДзенTelegram
В день 177-летия Архипа Куинджи, 27 января, из одного из залов Третьяковской галереи была украдена картина его кисти «Ай-Петри. Крым». Грабитель действовал по сценарию «Стариков-разбойников». На глазах у посетителей очень просто одетый парень подошёл к полотну, снял картину со стены, после чего зашёл за колонну, извлёк экспонат из рамы и ушёл

Выставка Архип Куинджи в Третьяковской галерее
Синдром Куинджи: Почему картины самого знаменитого уроженца Мариуполя светятся изнутриФормальный повод для этого материала - день рождения Архипа Куинджи (27 января 1842 года), неформальный - всегдашний благоговейный трепет перед гениями прошлого. Мы, бесконечный поток любопытных посетителей, словно герои пёстрого многофигурного полотна, заполняем музеи, поражаясь своей телесной ничтожности по сравнению с одухотворенностью картин
Понятно, что при всей невероятной наглости совершённой преступной операции, которая, кажется, проходила под девизом «Авось», вор действовал отнюдь не спонтанно, а хладнокровно и расчётливо. Любой человек, который знаком с устройством готовых экспонируемых картин, понимает, что быстро извлечь полотно из рамы не очень-то и просто, необходимы инструменты и сноровка.

Картина «Ай-Петри. Крым» небольшая, её размеры 39 на 53 сантиметра, такую довольно просто сложить или свернуть и вынести за пределы галереи. Произведение относится к периоду затворничества художника, год создания — не позднее 1908-го. «Ай-Петри. Крым» принадлежит собранию Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, где хранится большинство картин, составляющих наследие Архипа Куинджи.

Выставка «Архип Куинджи» открылась в Третьяковской галерее 6 октября 2018 года, дата закрытия — 17 февраля 2019 года. В экспозиции представлено порядка 170 работ художника. От известных, принесших Куинджи мировую славу, до эскизов и этюдов, к написанию которых художник тяготел к концу жизни. Почему именно в день рождения Архипа Куинджи была украдена картина? В чём замысел? Почему именно «Ай-Петри. Крым»? Возможно, что в самое ближайшее время уже пойманный грабитель сделает для нас доступными ответы на эти вопросы.

Не первый случай вандализма

Для Третьяковской галереи за последний год это уже второй скандал, связанный с экспонируемыми полотнами. 25 мая 2018 года около девяти часов вечера посетитель музея Игорь Подпорин при помощи металлического столбика ограждения разбил стекло витрины картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», известной как «Иван Грозный убивает своего сына». Вандал сильно повредил картину, но большая удача в том, что нетронутыми оказались самые ценные детали — лица и руки изображённых персонажей. Холст оказался прорван в трёх местах в центральной части работы на фигуре царевича, сильно пострадала авторская художественная рама.

Как правило, нанесение повреждений полотнам (кислота, удары ножом или столбиком ограждения, как в случае с шедевром Репина), находящимся в художественных галереях, является одним из признаков Синдрома Стендаля. Таких преступников почти всегда удаётся задержать сразу, чаще всего они делают заявление, что испортили экспонат в знак протеста. Игорь Подпорин не исключителен в этом смысле. Житель Воронежа приехал в Москву, для храбрости выпил 100 граммов водки в буфете Третьяковской галереи и пошёл доказывать собственную правду, восстанавливать историческую справедливость.

Подпорин не первый, кто совершил покушение на полотно Репина «Иван Грозный и его сын Иван». 29 января 1913 года иконописец-старообрядец Абрам Балашов бросился к полотну и нанёс три удара ножом, крича: «Довольно смертей, довольно крови!» В тот раз порезы пришлись на лица царя и его сына. Хранитель Третьяковской галереи Егор Хруслов, узнав о том, что картину повредили, покончил собой. Хруслову было всего 52 года. Восстанавливал картину сам Репин, ему пришлось заново переписать лица.

Обстановка у входа в Инженерный корпус Третьяковской галереи
По горячим следам: Похищенную из Третьяковки картину Куинджи нашли спустя менее сутокВечером в воскресенье, 27 января, злоумышленник совершил дерзкое ограбление в Третьяковской галерее в Москве. На глазах у посетителей он вытащил из рамы картину известного живописца Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и скрылся в неизвестном направлении
Искусство действительно будоражит людей, доводит до аффективных состояний. Статья-посвящение Архипу Куинджи и его светоносным картинам оканчивается фразой: «Как заставить волноваться другого? Нужно как следует переволноваться самому!» «Переволновавшиеся» Абрам Балашов и Игорь Подпорин пошли на преступление, доведённый до отчаяния вестью о порче картины Егор Хруслов расстаётся с жизнью.

Что двигало вчера тем, кто украл «Ай-Петри. Крым» на глазах у изумлённой публики? Жажда наживы? Картину очень сложно оценить с точки зрения её стоимости, свой валютный эквивалент полотна обретают на аукционах. Куинджи давно не торговался. Известно, что картина была застрахована на 12 миллионов рублей, но существует негласное правило: картины страхуют на суммы ниже, чем они стоят. «Ай-Петри. Крым» не самая лучшая работа мастера, не великая, её возможная цена отнюдь не баснословна. Стоимость украденного полотна складывается прежде всего из фамилии автора, в данном случае возможный покупатель платил бы за бренд, которым Архип Куинджи стал ещё при жизни.

Романтическая версия о том, что некий коллекционер пожелал видеть в своей коллекции именно эту картину, звучит довольно странно. Реально великие работы Куинджи, заставляющие сердце биться чаще и в своё время доводившие неподготовленных зрителей до истерик, это другие работы живописца: «Лунная ночь на Днепре», «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду». Если уж идти на преступление, то красть очевидный шедевр.

© МВД России / Перейти в фотобанкЗадержание подозреваемого в краже картины Куинджи
Задержание подозреваемого в краже картины Куинджи

Подтекст

Возможно, что кража картины из Третьяковской галереи носила политический характер, но это лишь предположение. Современным людям, большим поклонникам всемирных заговоров и прочего, свойственно видеть политику даже там, где её нет. Мой бывший друг, довольно известный до войны донецкий фотограф, ныне проживающий в Мариуполе и ненавидящий всё, что когда-то связывало его с Донецком, написал на своей странице в социальной сети так: «В день рождения нашего великого земляка, мариупольцы, была украдена его картина. И не просто картина, а символ украденного у нас Крыма — «Ай-Петри». Нет, не из Мариупольского художественного музея им. Куинджи, а из Третьяковской галереи».

Музей имени Куинджи в Мариуполе был открыт относительно недавно — 29 октября 2010 года. Почти за сто лет до открытия музея в Мариупольскую городскую думу пришло письмо из Москвы от Московского отделения Общества художников имени Куинджи, в котором предлагалось десять работ почившего живописца, но город не нашёл помещения для размещения картин. Решение об открытии музея откладывалось на протяжении всего ХХ столетия. Только через век после смерти великого сына Мариуполя в родном городе открылся музей его имени. В музее хранится всего три подлинника художника: один эскиз и два этюда. «Красный закат», «Осень. Крым» и «Эльбрус». Все остальные картины в музее — копии работ Куинджи.

Как же так вышло, что на родине Куинджи оказалось всего три подлинных работы, в то время как Петербург владеет львиной долей наследия? Ответ прост. Куинджи работал и жил в Петербурге, там он стал великим художником, там добыл себе мировую славу, туда он увёз из Мариуполя жену Веру. Вполне естественно, что большинство работ осели там, где жил, работал и умер их создатель.

Post scriptum

Певец И.Кобзон посетил Донецк, жители которого отмечают День шахтера и День города
Кобзон отдал жизнь на войне за ДонбассДонбасс скорбит... Из жизни ушел один из самых известных его уроженцев, настоящий донецкий боец Иосиф Кобзон
Есть одна общая черта у судеб многих наших великих земляков. Они рождались здесь, в Донбассе, уезжали в Петербург или в Москву, покоряли столицы, там и умирали. Список длинный, приведу лишь несколько имён. Великий поэт-песенник Михаил Пляцковский родился в Енакиево, умер в Москве, похоронен на Троекуровском кладбище. Писатель Борис Горбатов родился в Первомайске Луганской области и тоже умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Певец Иосиф Кобзон родился в городе Часов Яр Сталинской области (сейчас Донецкая область), умер в Москве, похоронен на Востряковском кладбище. Композитор Сергей Прокофьев родился в Сонцовке (Донецкая область), умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала