«Выпали» Запорожский титаномагниевый комбинат, «Турбоатом», Завод алюминиевой фольги, Аграрный фонд, Херсонская, Днепровская и Северодонецкая ТЭЦ, а также Криворожская теплоцентраль. В то же время в список объектов большой приватизации включили 16 объектов.
Таким образом, перечень объектов большой приватизации выглядит следующим образом:
Энергетическая отрасль: ПАО «Центрэнерго», ОАО «Тернопольоблэнерго», ПАО «Запорожьеоблэнерго», АО «Харьковоблэнерго», АО «Николаевоблэнерго», АО «Хмельницкоблэнерго».
Добывающая промышленность: АО «Объединенная горно-химическая компания», ГП «Угольная компания Краснолиманская».
Машино- и приборостроение: ПАО «Азовмаш»; ГП «Завод Электротяжмаш».
Химическая промышленность: ПАО «Сумыхимпром»; ПАО «Одесский припортовый завод».
Перерабатывающая промышленность: АО «Ориана».
Здравоохранение, культура и спорт: ЧАО «Индар»; ЧАО «Президент-Отель».
Сельскохозяйственная отрасль: ПАО «Национальная акционерная компания Украгролизинг».
Госбюджет-2019 предусматривает поступление от приватизации 17 млрд грн ($610 млн).
Народный депутат, кандидат в президенты Украины Евгений Мураев уже высказался по поводу планов правительства. По его словам, приватизация остается «таким же глупым и вредным для страны действием, каким она была все предыдущие годы».
«Предприятия должны работать на Украину и приносить прибыль. Им нужен эффективный менеджмент, который, согласно предложенной нами в виде закона концепции, получает за выполненный финплан хороший гонорар, а за отсутствие результата — наказание по всей строгости. Так должно быть и так будет», — написал Мураев на своей странице в соцсети.
Исключенные из списка
Приватизация «Турбоатома» могла пройти еще в октябре 2016 года путем реорганизации этого предприятия из публичного в частное акционерное общество. При этом группа бизнесмена Константина Григоришина «Энергетический стандарт» получила бы приоритетное право на выкуп государственной части акций «Турбоатома». Однако в марте 2016 г. президент Украины Петр Порошенко, посетив Харьков и предприятие, заявил, что в первой очереди приватизации харьковского предприятия нет.
Тем не менее "Турбоатом" все же включили в список объектов большой приватизации в 2018 году. На сегодня 75,22% акций открытого акционерного общества "Турбоатом" принадлежит государству, компания управляется Фондом государственного имущества. 12,8% акций завода принадлежит КУА "Сварог Эссет Менеджмент" Константина Григоришина.
В 2013 году 49% Запорожского титаномагниевого комбината (ЗТМК), а вместе с ними и управление комбинатом фактически перешло офшорной компании Дмитрия Фирташа Tolexis Trading Limited. В июле прошлого года Специализированной антикоррупционной прокуратуре удалось через суд расторгнуть соответствующий договор и вернуть ЗТМК государству. ЗТМК — единственный на Украине и Европе производитель металлического губчатого титана. Его проектная мощность — 20 тысяч тонн в год, однако из-за износа производственных фондов предприятие в настоящее время может выпускать лишь 10 тысяч тонн.
«Что касается исключенных из списка к приватизации предприятий, то четыре ТЭЦ исключили, скорее всего, по простой причине отсутствия интереса у инвесторов. Аграрный фонд был исключен ещё ранее и известен рядом скандалов с нерешёнными долговыми проблемами, а о том, что приватизацию некоей части пакета акций нужно отложить (в очередной раз), недавно заявлял премьер-министр Гройсман. Видимо, в этом случае нынешние собственники (государство и частные владельцы пакета) не пришли к консенсусу», — пояснил в эксклюзивном комментарии Украина.ру экономический аналитик Александр Рябоконь.
По указке МВФ
Стоит напомнить, что среди условий продолжения сотрудничества с МВФ — старт продажи компаний из перечня большой приватизации в 2019 году. Как следует из меморандума о сотрудничестве Украины и Международного валютного фонда, Украина обязалась перед МВФ провести приватизацию государственного предприятия "Угольная компания "Краснолиманская" (Родинское, Донецкая область), предприятия по производству инсулина "Индар" (Киев) и частного акционерного общества "Президент-отель" (Киев) в первом полугодии 2019 года.
В меморандуме также сказано, что власти Украины намерены в апреле направить в Верховную Раду законопроект, который предусматривает сокращения количества компаний, которые запрещено приватизировать.
Также Украина обязалась перед МВФ внедрить новый закон о лизинге государственной собственности, который должен стать шагом для увеличения спроса на государственные активы со стороны частных лиц.
И вот в начале года стало известно, что исполняющий обязанности главы Фонда государственного имущества (ФГИ) Виталий Трубаров и постоянный представитель Международного валютного фонда (МВФ) на Украине Йоста Люнгман заключили договоренность о разрешении проблем, блокирующих большую приватизацию.
По словам Трубарова, отобранные на конкурсе в минувшем году консорциумы инвестсоветников не могут приступить к подготовке компаний к приватизации из-за судебных исков.
"Фактически с апреля прошлого года простаивает ОПЗ, а инвестиционный советник Pericles Global Advisory в составе консорциума с White & Case LLP, Kinstellar, KPMG Ukraine та SARS Сapital не может начать процесс подготовки к приватизации и реструктуризации завода, в том числе и перед НАК "Нафтогаз", что позволило бы предприятию начать производство продукции", — отметил Трубаров.
Традиция провалов
По оценке экономистов, приватизация украинских активов будет срываться до тех пор, пока в стране не улучшится ситуация с прозрачностью собственности и деловым климатом, либо не будут проведены реальные институциональные реформы.
В 2018 году от приватизации государственного имущества украинское правительство планировало получить в бюджет 22,5 миллиарда гривен ($800 млн). Позже эти без преувеличения грандиозные планы были скорректированы до 21,3 миллиарда ($760 млн). Изначально за 2018 год планировалось продать госпакеты 26 крупных объектов, однако затем список был сокращен до 23-х. Среди них, в частности, было пять облэнерго, четыре ТЭЦ, Одесский припортовый завод (ОПЗ), "Турбоатом", Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), "Сумыхимпром".
Но надежды абсолютно не оправдались. Экс-министр финансов Украины Александр Данилюк еще в июне, накануне собственной отставки, в интервью DW предупреждал, что этим планам не суждено осуществиться.
Последние надежды на большую приватизацию растаяли 11 декабря, когда исполняющий обязанности председателя Фонда государственного имущества Украины Виталий Трубаров объявил, что ПАО «Центрэнерго» так и не будет продано в ближайшее время.
Так называемая малая приватизация идет достаточно успешно, но она не может обеспечить существенные поступления в бюджет, в то время как продажа крупных объектов по сути еще даже не начиналась. По словам министра финансов Украины Оксаны Маркаровой, из запланированных на 2018 год поступлений от приватизации Украина получила лишь 202,9 млн гривен ($7,24 млн). Таким образом, план по поступлениям в госбюджет от продажи приватизируемых предприятий оказался выполненным всего лишь на 2%. И то, это поступления от проведения так называемой малой приватизации, которая осуществлялась через систему "Prozorro.Продажи". Недополученные от большой приватизации средства правительство должно компенсировать за счет заимствований.
Собственно, большая приватизация проваливается на Украине уже несколько лет подряд. И это неудивительно, поскольку инвесторы не торопятся приобретать активы в стране, где ведение бизнеса сопряжено с рисками.
В 2017 году была та же история: за счёт приватизации было запланировано получить 17,1 миллиарда гривен (41,7 миллиарда рублей), реально получили только 3,4 миллиарда (8,29 миллиарда руб.). Из крупных (стоимостью более 250 миллионов гривен, около 610 миллионов руб.) предприятий не продано ни одного.
Большая приватизация в 2016 году также провалилась. Власть хотела получить от приватизации 17 млрд грн (в эквиваленте примерно $630 млн) поступлений в бюджет. Однако в реальности по итогам 2016 года получили чуть больше 330 млн грн (менее $12,2 млн). В 2016 году никто из инвесторов не польстился на наиболее «лакомый кусочек госимущества», по мнению властей, Одесский припортовый завод (ОПЗ), одно из крупнейших предприятий химической промышленности Украины.
Суть реформ
«Кабмин вместе с МВФ, заявил о желании разблокировать большую приватизацию, поскольку согласно Меморандуму ряд объектов из утвержденного списка должны пойти с молотка уже в первой половине 2019 г. И это является одним из условий для получения второго транша из кредитного соглашения.
Однако из-за спора ФГИ с другими претендентами суд обеспечительными мерами запретил Кабмину утверждать результаты конкурсов по пяти объектам, часть которых в согласованном с МВФ списке. На это неоднократно жаловался глава ФГИ Трубадуров.
Проще говоря, весьма реформаторский новый закон о приватизации госпредприятий с привлечением инвестиционных советников ФГИ, принятый Верховной Радой год назад, — это яркий пример сути многих реформ в Украине. Советники борются за впечатляющее финансовое вознаграждение за их услуги, не сильно зависящее от результатов самого приватизационного конкурса», — считает Александр Рябоконь.
Тем не менее, говорит эксперт, у Кабмина и ФГИ теперь есть очевидные стимулы для начала приватизации и быстрого разрешения давних и запутанных проблем.