Де-факто речь идёт о своеобразном смотре антииранской коалиции, которую пытается сколотить Дональд Трамп. Госсекретарь США Майк Помпео, который будет основным действующим лицом грядущей конференции, в разговоре с Fox News прямо заявил: главное внимание на ней будет уделено влиянию Ирана в ближневосточном регионе.
Официальный Тегеран на место проведения конференции отреагировал очень резко. Временного поверенного в делах Польши в Тегеране Войцеха Унольта вызвали в МИД Ирана. В ведомстве назвали решение Варшавы стать со-организатором упомянутой конференции «враждебным шагом в отношении Ирана». Государственное информационное агентство IRNA сообщило, что Иран готовит ответные действия.
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф был ещё более резок.
«Напоминание хозяину / участникам антииранской конференции: те, кто принимал участие в последнем американском антииранском шоу, либо мертвы, либо опозорены, либо маргинализированы. Иран сильнее, чем когда-либо», — написал он на своей странице в Twitter, добавив, что «в то время как Иран спасал поляков во время Второй мировой войны, в настоящее время Польша является хозяином отчаянного антииранского цирка».
Говоря о спасении поляков, глава иранской дипломатии напоминал об армии генерала Андерса, которая была сформирована в СССР, а в 1942-м именно через Иран попала на Запад.
Первые шаги Ирана в адрес Польши уже предприняты: «Неделя польского фильма», которая должна была состояться в конце января 2019-го в Тегеране, отложена на неопределённое время. Комментарий заместителя министра культуры Польши Ярослава Селлина по этому поводу был весьма красноречив: «Напомню, что за последние годы в различных террористических актах, начиная со Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в результате нападений в Европе и в войнах, которые, к сожалению, нужно было начать, погибли несколько десятков польских граждан, поляков и польских солдат. Нестабильность на Ближнем Востоке также является нашей проблемой, и стоит поговорить о том, как искать решения для мира и большей стабильности в этом регионе мира. Это отвечает интересам нашей цивилизации, всей западной цивилизации, включая Польшу. Тот факт, что эта конференция проводится в Польше, также объясняется тем, что она является безопасной страной и может безопасно организовать такую конференцию».
Даже формального сожаления относительно фактической отмены фестиваля польских фильмов в Иране чиновник от культуры не высказал.
Хотя конференция заявлена как министерская, в Польше её проведение комментируют в основном представители офиса президента Анджея Дуды. Госсекретарь Анджей Дера назвал мероприятие «интересом Европы и точно нашей части мира», а руководитель президентской канцелярии Кшиштоф Щерски заявил агентству PAP, что «эта конференция не направлена против кого-либо, её целью является творческий поиск путей к миру, а Польша является местом ее организации именно потому, что она нейтральна с точки зрения конфликтов, в которые вовлечены страны Ближнего Востока».
15 января пресс-секретарь президента Польши Блажей Спыхальски подчеркнул, что, хотя официально страну на конференции будет представлять правительство, в связи с присутствием «нескольких десятков руководителей государств, ангажированных в ближневосточный процесс», в ней примет участие лично Анджей Дуда.
Список участников мероприятия пока неизвестен, но местные аналитики не исключают, что среди них будет и президент Украины Пётр Порошенко, который в ходе избирательной кампании захочет продемонстрировать свою причастность к «демократическому миру».
Польская оппозиция настроена в отношении запланированной конференции крайне критично. Руководитель партии «Союз левых демократов» Влодзимеж Чарасты считает, что «это просто приказ Соединенных Штатов о конкретном действии, и мы выполняем его бездумно». По мнению политика, Польша в данном случае «используется инструментально».
Депутат Сейма от либеральной «Гражданской платформы» Бартош Арлукович пошутил, что поскольку «Право и Справедливость» берётся за стабилизацию на Ближнем Востоке, то «на самом деле пора бояться».
«Вы не в состоянии построить стабильных хороших отношений с Германией, Францией и Израилем. Теперь берётесь за Ближний Восток, но из этого могут получиться только неприятности», — уверен Арлукович.
Даже ситуативные союзники польских властей из популистского движения «Кукиз'15» скептичны в отношении будущего саммита в Варшаве. По мнению депутата Сейма от этой партии Эльжбеты Зельньской, складывается впечатление, что Польша реализует интересы Соединенных Штатов.
«Вопрос в том, что мы от этого выиграем. Потому что война с Ираком не принесла Польше никаких существенных выгод, и у меня сложилось впечатление, что мы не сможем получить больших преимуществ от организации этой конференции», — считает политик.
Польский политический аналитик, один из лидеров партии «Смена» Конрад Рэнкас в связи с запланированной антиранской конференцией напомнил о хорошо известной историкам странице польско-иранских отношений.
После разгрома польских войск под Цецорой в 1620 году судьба Речи Посполитой казалась решённой. Турецко-татарская армия планировала завоевать не только Польшу, но и всю Центральную Европу. Однако когда огромные силы султана Османа II в 1621 году подошли к Хотину, иранский шах Аббас Великий неожиданно атаковал Османскую империю. Турки, верные своему правилу не воевать на два фронта, постарались быстро закончить войну с польско-казацким войском.
«Самое время вернуть персам должок!» — шутит Рэнкас.
Однако, как говорит польская пословица, «одалживать — плохой обычай: не отдают, ещё и лают».