Характерно, что параллельно МИД Украины отказал российским представителям от ОБСЕ в праве иметь своих наблюдателей, а министр Климкин заявил, что их не будут даже регистрировать. В посольстве РФ на Украине сочли данное решение нарушением Минских соглашений, а член Совета по правам человека и глава совета «Российского общественного института избирательного права» Игорь Борисов отметил, что данные действия украинского МИД противоречат не только Минским договоренностям, но и нормам ОБСЕ.
Оба решения украинских властей фактически дополняют друг друга и многое говорят о характере самой власти на Украине.
Неонацистам, стало быть, можно наблюдать за выборами, а российским представителям, даже от ОБСЕ, нельзя.
Помимо «Национальных дружин» другие неонацистские и ультраправые организации тоже захотят присутствовать в качестве наблюдателей на избирательных участках, что сделает саму процедуру волеизъявления карикатурой на демократический процесс. Обычный украинский избиратель должен будет фактически проходить сквозь строй ультраправых боевиков, что как минимум резко сократит само количество желающих «волеизъявляться» в условиях, напоминающих политическое насилие.
«Это будут не выборы. Это будет изнасилование Конституции и избирательного права Украины. Т.е. неонацисты, возможно, в масках, в камуфляже будут компостировать мозги на избирательных участках, выявлять «ватников» и сепаратистов среди избирателей и членов участковых избирательных комиссий», — прокомментировал ситуацию украинский политолог Олег Бедняк.
О том, как «Национальные дружины» помогают контролировать «демократический процесс», замечательно говорят их недавние действия. В июне 2018 года члены «Нацдружин» ворвались на заседание Киевсовета и сорвали его, применив силу и поломав мебель.
«Применение физической силы в отношении сотрудников секретариата Киевского городского совета и повреждение имущества и оборудования сессионного зала, имевшие место сегодня, делают невозможным проведение пленарного заседания», — сообщала пресс-служба Киевсовета. В начале прошлого года «Национальные дружины» в масках ворвались на заседание мэрии города Черкассы, избив некоторых депутатов и заставив их принять нужную националистам версию городского бюджета, а затем проголосовать за самороспуск.
Стоит отметить, что «Национальные дружины» на Украине всегда активизируются по отмашке министра внутренних дел Арсена Авакова, чьей креатурой или частной армией они фактически являются. Таким образом, можно считать, что Аваков решил бросить в бой на выборы своих молодчиков, которым, вероятно, будут противостоять ультраправые группировки, прикормленные Администрацией президента Украины. Не зря ведь в ходе недавнего получения томоса в Стамбуле рядом с Порошенко мелькал Евгений Карась, лидер неонацистской группировки С14, известной своими нападениями на цыган и оппозиционных журналистов.
Профессор Школы политических исследований канадского Университета Оттавы Иван Качановский считает, что такое решение обусловлено стремлением Авакова услужить Юлии Тимошенко и вымолить себе «прощение грехов» и сохранение «всего, что нажито непосильным трудом», так как он ожидает ее победы на выборах. Однако это, по мнению профессора, еще раз подчеркнет ту решающую роль, которую с 2014 года неонацисты играют в украинской политике.
«Ультраправая организация, которая является политическим крылом возглавляемого неонацистами полка «Азов», получила официальный статус наблюдателей на президентских выборах 2019 года. Как сама организация, так и полк «Азов» связаны с влиятельным министром внутренних дел Украины. Есть сообщения, что Аваков сделал Юлии Тимошенко предложение использовать полицию и ультраправые организации, находящиеся под его контролем, чтобы обеспечить ее избрание президентом Украины в обмен на амнистию и сохранение его огромного богатства. Пока еще нельзя говорить о том, что он полностью отошел от правящего режима, но такие случаи дезертирства вполне возможны, так как многие ожидают перехода власти к Тимошенко. В ходе президентских выборов ультраправые, вероятно, снова продемонстрируют свое огромное влияние на Украину, как и в ходе насильственного свержения правительства Януковича», — пишет Иван Качановский.
Таким образом, разные неонацистские группировки в ходе выборов, скорее всего, окажутся по разные стороны баррикад, кулаками отстаивая интересы своих патронов, а заодно еще больше проникаясь чувством полной безнаказанности и сознавая, что именно от них все зависит.
В итоге, кто бы из этих двух кандидатов (Порошенко или Тимошенко) ни выиграл на выборах, он будет обязан своей победой боевикам-неонацистам. В результате хоть Порошенко, хоть Тимошенко будут вынуждены закрывать глаза на их бесчинства как минимум еще пять лет. Ощущая свою силу, боевики-националисты не позволят принять какие-либо меры, направленные на мирное разрешение конфликта на Донбассе. В проигрыше же останутся не только жители ДНР и ЛНР, но и вся Украина.
По результатам социологического опроса, проведенного в конце декабря центром «Социальный мониторинг» и Институтом социальных исследований имени А. Яременко, украинцы хотели бы видеть в качестве будущего президента человека, который бы в первую очередь смог прекратить вооруженный конфликт (55,9% опрошенных), отстаивать интересы простых людей (44,5%) и быть компетентным в экономике (44,1%).
Все эти качества вряд ли свойственны нынешнему президенту — об этом свидетельствует уже тот факт, что вооруженный конфликт длится почти пять лет, а экономическое положение простых людей ухудшается год от года. Весьма сомнительно, что и лидер предвыборных рейтингов Юлия Тимошенко с такими союзниками, как «Национальные дружины», будет стремиться прекратить военный конфликт, тем более что и ее предвыборная риторика не менее воинственна, чем действующего главы государства.
Что же касается участия парамилитарных структур в предстоящих выборах, то здесь вполне вероятен сценарий столкновений группировок радикалов и националистов, представляющих интересы различных политиков.