Про новый и многообещающий рынок украиноязычных комиксов корреспондент ИА ZIK пообщался с молодым львовским писателем и издателем Богданом Кордобой. Он один из тех, кто причастен к возрождению девятого вида искусства — комиксов. В 2017 году Богдан с друзьями запустил издательство UA Comics, миссия которого — увеличивать количество оригинальных украиноязычных комиксов. А уже осенью 2018 года они открыли во Львове собственный комикс-магазин, который стал центром, объединяющим многих людей, заинтересованных в развитии ярких визуальных книг.
— Богдан, откуда такая любовь к комиксам? С детства фанат историй о Супермене?
— Да, с детства любил красиво визуально показанные истории, когда картинки дополняют слова, а слова — картинки. Первый комикс прочитал в пять лет. Мне его подарил сосед Остап в далеком 1998 году. Это был один из первых украиноязычных комиксов в независимой Украине, очень крутой, формата А4. Там были три графические истории, все на сай-фай-тематику (научная фантастика. — Авт.). Потом был «Казак Голота». Это такая иллюстрированная и очень красивая книга, которую мне подарил дедушка. «Флинстоуны», «Симпсоны» — комиксы моего детства. Кроме того, художественная литература со мной, сколько себя помню. Были моменты, когда читал только фантастику или полгода только Жюля Верна и так далее. Так же, как и многие из нашего поколения, с ранних лет подсел на Гарри Поттера. После этого открыл для себя вселенную Толкина. Наверное, крестным отцом в мире комиксов для меня стал Максим Прасолов, который основал издательство Nebesky. Он является автором едва ли не первого украиноязычного графического романа-блокбстера «Даогопак». В эту историю трудно не влюбиться. Это комикс про казаков, которые путешествуют из Украины в Японию и выполняют различные «квесты» с множеством интересных приключений. Книжка за книжкой, комикс за комиксом — и теперь жить без всего этого не могу.
— Как считаешь, эта любовь к книгам и комиксам как-то повлияла на твое формирование?
— Бесспорно. Два года назад окончил Украинскую академию книгопечатания. По специальности я дипломированный издатель-редактор, который знает, как помочь молодым авторам продать свои рукописи, чтобы разбогатеть и стать новыми Джоан Роулинг. (Улыбается.)
— Действительно?
— Ну, в теории так, а на практике — стараюсь. Задача любого университета — предоставить профессиональные знания, а все остальное — дело за студентами. Что касается меня, то всегда был активным. Считаю, что нужно постоянно пробовать что-то делать, двигаться к своим мечтам и желаниям. Не откладывать дела в долгий ящик.
От стенгазет до комиксов
— Как ты начал двигаться к своим мечтам?
— Как ни странно, благодаря стенгазетам. Я один из тех парней и девушек, которые делали в школе стенгазету не потому, что так сказали, а потому, что нравилось. С шестого по одиннадцатый класс. Это хороший опыт. С первого курса занялся активной деятельностью. Приобщился к созданию и развитию достаточно успешного проекта молодежного онлайн-журнала, который назывался New Life («Новая жизнь»). За два года на онлайн-платформах нас ежемесячно читали 200 тыс. людей. Занимался менеджерской работой, в издании было много журналистов, фотографов, дизайнеров, и всем надо было дать задания, скоординировать работу.
— А что касается комиксов, когда они стали основой твоей жизни?
— Тоже интересная история, в которой ключевую роль сыграли пять минут моей жизни. В 2015 году я вызвался продавать комиксы на Форуме издателей во Львове. Так получилось, что не мог туда вовремя попасть. Мне скинули неправильный номер телефона контактного человека. Я имел лишь пять минут, чтобы быть на месте, иначе кто-то другой бы продавал. Всякими правдами и неправдами смог обойти охранников форума, найти нужный лоток и таки попал вовремя на место. Если бы не успел тогда, то кто знает, как бы жизнь сложилась.
— Интересно, но почему это такой важный момент?
— Потому что за полтора дня работы я продал все комиксы, которые у них были! Почувствовал себя на волне успеха и заинтересовался ими как бизнесом. Ребята, которым помог продать товар, поехали домой с кульками денег, а я пошел помогать другим продавцам, которые также реализовывали комиксы на форуме. Тогда начал знакомиться с людьми, которые пытались делать украиноязычные комиксы, проявил интерес к производству и реализации, а не только к потреблению. Стоя тогда на точке, я пришел к выводу, что хочу заниматься в будущем комиксами.
— Интересно, пять минут, которые изменили твою жизнь.
— Именно так.
— Ты пишешь книги, но также рисуешь комиксы?
— Нет, рисовать я пробовал когда-то, но у меня это не получается. В семье талант к карандашу и кисточке имеет моя сестра. Она профессиональный художник. Поэтому у нас творческий тандем, именно сестра рисует какие-то мои «сумасшедшие» истории. А я люблю писать. Кстати, до сих пор считаю, что лучшее свое прозаическое произведение придумал во втором классе из пяти предложений.
— Ого, и что это за произведение?
— О море. Задание было придумать пять номинативных предложений. До сих пор их помню: Море. Я слышу прибой. Ракушки тихо меня зовут. Я их слушаю. Закат. Вот так просто.
— Красиво, легко представить. А о чем твои истории?
— Писать меня тянет к разному. Имею разножанровые публикации, в том числе и международный опыт. Когда-то был такой международный чешский издательский дом, который делал персонализированные книги. Это очень интересный вызов, потому что надо написать историю без лика, чтобы можно вписать любого. Анечка, Григорий — любой может в ней жить. Я имел контракт на пять таких книг. Меня выдавали в Чехии, Белоруссии. А вот первый опыт издательства своей украинской книги — это «Байка о Бабайке». Я считаю, что труднее всего писать именно детскую литературу. Ибо должен объяснить самые сложные вещи самыми простыми словами и языковыми конструкциями, чтобы это понял ребенок. И это понимание должно прийти не сразу, а через годы. Поэтому тексты должны быть очень правильными. Я почувствовал гордость за эту книгу, особенно когда потом родители говорили, что прочитав их дети переставали бояться темноты или заглядывать под кровать. Также имею комикс-публикацию вместе с сестрой. Это история про маленького карликового слона, который упал в коробке с неба. Он попал на поляну в наш лес. Его нашел мальчик Ясько, у которого родители ветеринары. Короче — это шесть эпизодов приключений с ними.
Комиксы больше для взрослых, чем для детей
— Понятно, но как так случилось, что смог запустить свое комикс-издательство?
— Это было непросто, но того стоит. После успешных продаж на форуме стал сотрудничать с издателями комиксов. Полгода занимался полевыми исследованиями, то есть был дистрибьютором, изучал рынок и понял, что он отсутствует. Украиноязычные комиксы начали набирать популярность лишь после Майдана. Этот патриотический всплеск отразился во всем. Максим Прасолов, о котором я уже упоминал, поручил мне проект по созданию украиноязычного комикса «Про казака Клита». Американец Гарольд Лэмб, популяризатор истории, придумал этого персонажа еще в начале ХХ века. Неординарный казак-характерник ездит по миру и раздает пинков всяким плохим дядям и влюбляет в себя красивых девиц. Именно эти истории «Про казака Клита» вдохновили Роберта Говарда к созданию всемирно известного Конана-варвара, который имеет много общего с казаками. Однако этот мой проект так и не удалось тогда реализовать. Важно подчеркнуть, что сейчас подросло поколение, которое с детства начало проявлять интерес к миру комиксов как к объекту популярного искусства. Этим и объясняется то, что большинство нынешних украинских комиксов созданы для взрослых, а не для детей. Люди часто думают, что комиксы — это чисто для детей и подростков. Но на самом деле ниша детских украиноязычных комиксов свободная.
— А русскоязычная ниша?
— И твое издательство одно из таких.
— Да. Это задача Ukrainian Assembly Comix («Украинской ассамблеи комиксов») — увеличивать и развивать сегмент украиноязычных комиксов. Еще в 2012 году у меня возникла идея, чтобы продавать комиксы благодаря специальным автоматам. Кидаешь деньги в автомат, и тебе выскакивает комикс. Конечно, финансов не было к реализации именно такого плана, но в 2017 году смогли организовать первый стенд с комиксами. Помню, как я и мой друг Михаил шли по площади Рынок с сумками, полными комиксов и несколькими досками для стенда. В кармане тогда было всего 300 гривен. В центре открыли первую точку в «Коммуне», и дело, как ни странно, пошло быстро вверх. Мы расширили продажи до 17 таких стендов по городу. Так что задумка стала успешной и сработала. Людей интересуют украиноязычные комиксы — это стало понятно. Поэтому логичным шагом в развитии бизнеса был запуск своего собственного издательства комиксов. В конце 2017 года мы смогли это официально сделать. А уже осенью 2018 года другую мечту воплотили в жизнь — открыли свой интересный и оригинальный магазинчик комиксов, который по сути стал вторым таким во Львове. Это также творческий центр, где люди могут посидеть, попить кофе, поиграть в игры и обсудить свои идеи. Кроме этого продаем раритетные издания комиксов.
Украинцы ежемесячно покупают 7 тыс. комиксов
— Значит, у вас сейчас солидная кантора. А много людей в команде?
— Постоянная команда — это семь человек. Мы сотрудничаем с 17 художниками и пятью сценаристами. Имеем своих дистрибьюторов. Открыли уже и юридический, и финансовый отделы, дело набирает новые обороты. Также международное сотрудничество, желание не только покупать чьи-то готовые идеи, но и создавать свои и продавать миру. В 2018 году у нас получилось 10 наименований своих комиксов. В 2019-м должно получиться вдвое больше таких. В среднем наша лавочка продает 300 комиксов ежемесячно, что довольно хорошо.
— А сколько обычно ежемесячно в Украине продается комиксов?
— Украиноязычных продают где-то от 5 до 7 тыс. ежемесячно. Это число в 2019 году еще больше вырастет. Ведь количество продукции неуклонно растет. Еще в 2016 году новых украиноязычных комиксов можно было на пальцах посчитать, в 2018-м — это полсотни, а в 2019-м получится полторы сотни! Украинские комикс-издательства теперь покупают американские и европейские лицензии и могут идти в ногу со временем и не зависеть от российских «уникальных» прав собственности, когда надо было искать и ждать, чтобы получить желанный украиноязычный комикс. Теперь они есть практически везде и легкодоступны. Цена комиксов подобна книжным, то есть можно купить за несколько десятков гривен, а можно и за несколько сотен, зависит от того, что вас интересует.
— То есть рынок украинских комиксов сейчас на подъеме и перспективный?
— Несомненно, украинские издательства теперь не только переводят иностранные, но и постоянно создают свои комиксы. Мы всегда в поисках новых талантов, которые готовы создавать оригинальные идеи. К нам в магазин приходят люди за «Бэтменом» и «Доктором Стрэнджем», но видят собственные комиксы («Хроники Аптауна», «Мор», «Трое против зла» и так далее), интересуются ими, а потом рассказывают и развивают свои идеи, которые мы реализовываем. Имели такой опыт, когда пришли ребята за комиксами, а потом оказалось, что они художники и имеют свою оригинальную идею, которую мы планируем издать в этом году. К тому же в 2018 году в Украине произошли три больших комикс-события: Kyiv Comic Con, Comic Con Ukraine, Comxfest. Каждое из мероприятий собирало десятки тысяч фанатов. Люди, которые посетили эти мероприятия, больше не интересовались иностранными историями, а только своими. Рынок украинских комиксов сейчас становится на ноги. Но, конечно, до американских реалий еще далеко. Ведь в США каждый вторник выходит 700 новых комиксов! Поэтому есть к чему расти.
Наши комиксы больше европейские, чем американские
— Государство как-то помогает?
— Не больше, чем другим украинским издательствам. Государство «помогало» в советский период. Тогда комиксы были поставлены на нужды коммунистической пропаганды. Ленин и его окружение уже в начале 20-х годов прошлого века наладили производство комиксов, которые пропагандировали их идеи. Ибо это было как кино — просто и понятно для всех. Так что украинские комиксы имеют давнюю историю. Даже УПА* издавали свои комиксы, хотя они их так и не называли.
— Ты говорил, что после Майдана произошел культурный всплеск, который появился в комиксах тоже. Так украинские комиксы до сих пор больше на патриотическую тематику?
— После Майдана да, появилось несколько патриотических комиксов и вообще произошел культурный взрыв, люди захотели сами что-то делать и развивать. Сейчас рынок все больше делится и предлагает разные жанры, поэтому можно найти то, что кого больше интересует. Вообще существует два таких популярных типа комиксов: американский формат и европейский. Американский — это когда молнии со всех мест летают, меньший размер комикса и пять кадров на странице. Европейский — это более изощренные истории, большого формата книжки-комиксы с 9 кадрами на странице. То есть европейский стиль — это графические романы на несколько сотен страниц, а американский — это комиксы, которые напоминают по форме журналы. Так вот, украинцев тянет больше к европейскому стилю, то есть к большим графическим романам, что вполне понятно, ведь мы — европейцы. Сейчас мы находимся на этапе становления новой украинской культуры и, в частности, комиксов. В поисках своих популярных героев и рассказов о нашей жизни, а не об американской или еще чьей-то. Людям интереснее почитать про наших ребят из Сихова в комиксах, про сказочный мир своих вурдалаков или каких-то фантасмагорических идей типа Оруэлла, чем про Капитана Америку или Спайдермена. Хотя Спайдермен немного наш.
— То есть?
— Человека-паука придумал американский художник украинского происхождения Стив Дитко. Его родственники были из Буковины, а сам он выходец из Бруклина. Стив Дитко в сотрудничестве со Стэном Ли, который был румыном по происхождению, придумал этого крутого персонажа. Интересно, что и Дитко, и Ли признавали свои корни. Поэтому и говорю, что Человек-паук — немного украинский комикс. (Усмехается.)
— Интересно, не знал. В завершение хотел бы больше услышать от тебя, что такое комиксы и почему их стоит любить?
Юра Мартынович
*Деятельность организации запрещена в РФ