Однако уже в течение нескольких лет в стенах этой почтенной организации идет непрекращающаяся травля России, которая в феврале 2014 года была лишена в ассамблее права голоса, после чего она сама приостановила свое членство.
Обнародована повестка зимней сессии ПАСЕ, из которой становится ясно, что никто не намерен останавливаться на достигнутом. Антироссийский шабаш будет продолжаться при любой погоде. Среди тем, которые намерены проработать парламентарии, в глаза бросаются несколько. Так, на сайте ассамблеи указывается, что «депутаты проведут совместную дискуссию о средствах массовой информации в контексте дезинформации и пропаганды и свободе СМИ. Также будут обсуждаться вопросы управления Интернетом и прав человека». Кроме того, «запрошены срочные дебаты на тему "Открытая российская агрессия против Украины: срыв мирного процесса и угроза европейской безопасности".
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять — в ПАСЕ будут использоваться те же схемы, что и на предыдущих сессиях. Думаю, что уже подготовлена резолюция, осуждающая действия «агрессора и оккупанта». Что же касается прав человека, дезинформации и пропаганды, а также ущемлении свободы СМИ, то тоже ясно, какая страна намечена на роль виновницы торжества.
Глава комитета Государственной Думы по международным делам Леонид Слуцкий уже давал подробную информацию по позиции, которую занимает Москва по отношению к ассамблее. Во-первых, по его словам, делегация РФ не собирается подавать заявку на участие в деятельности ПАСЕ в январе 2019 года. Во-вторых, российская сторона продолжает настаивать на внесении в регламент организации поправок об отмене так называемых санкционных статей, позволяющих лишать национальные делегации ключевых полномочий, прежде всего права голосовать и участвовать в принятии решений.
Но это лишь одна сторона вопроса. На чем бы мы ни настаивали, есть стопроцентные основания считать, что к нам никто прислушиваться не собирается — антироссийский тренд явно находится на подъеме. Есть иной путь, позволяющий наладить свободное межпарламентское сотрудничество, не зависимое от старых и явно изживших себя площадок. О том, как это происходит, рассказывает все тот же Леонид Слуцкий: «Ассамблея на сегодняшний день в глубоком кризисе. А на Евразийском континенте, включая Европу, зарождается новое мощнейшее, набирающее силу год от года Совещание спикеров парламентов Евразии, способное в ближайшем будущем перерасти в Евразийскую межпарламентскую ассамблею, один из ключевых форматов парламентской дипломатии в XXI столетии. Это одновременно формирует единое парламентское изменение интеграционных процессов, идущих в разных частях «Большой Евразии».
Имеется в виду, что по инициативе России парламентарии разных стран начинают работать сообща в совершенно новых организационных формах. Это и двусторонние комиссии, созданные Госдумой и, к примеру, парламентом Франции, и Совещание спикеров, которое уже сейчас легко может составить конкуренцию ПАСЕ.
Что еще удивительно — так это позиция ассамблеи по поводу уплаты членских взносов. Москва отказалась их перечислять организации, что вызвало крайнее возмущение у ее руководящих органов. Это вообще какая-то дикая нелепица! Вы лишаете национальную делегацию всех полномочий, но требуете, чтобы деньги исправно поступали. Кстати, взнос России, составляющий 40 миллионов евро, — это очень существенный процент бюджета ПАСЕ. Так что кислую реакцию уважаемых парламентариев понять отчасти можно.
Конфликт на самом деле может стать еще более серьезным, поскольку речь уже идет об исключении России из Совета Европы. О своей готовности принять такое решение заявил 19 октября прошлого года генеральный секретарь этой организации Турбьерн Ягланд. Но, похоже, такая перспектива не слишком напугала российских политиков. Слуцкий в ответ предложил подумать о замораживании членства в Совете Европы. Пока вопрос отложен, но понятно, что какое-то развитие ограничительные инициативы европарламентариев будут иметь.
Подводя итог, хочу сказать, что Москва отнюдь не стремится углубить образовавшуюся пропасть. Напротив, если бы была возможность вернуться к конструктивной работе в рамках ПАСЕ, то российская делегацию давно бы уже это сделала. Но такой возможности нет и, похоже, не предвидится.