Исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун уже отчиталась о невиданных успехах в здравоохранении страны, правда, ее пост в «Фейсбуке» несколько теряется среди рекомендаций не есть оливье на праздники и разрешений смотреть на сварку.
Врачей не хватает
Исполняющая обязанности министра здравоохранения уверена, что реформа удалась уже на старте.
«Год назад президент подписал законы, необходимые для старта изменений в здравоохранении. Тогда мы даже не предполагали, что уже через год будем говорить о таких результатах. А атмосфера, в которой мы начинали, была переполнена разочарованием», — написала Супрун на своей странице в Facebook.
Тем не менее, согласно данным ежегодного мониторинга Института социологии, в 2018 году 45% опрошенных украинских граждан заявили, что им не хватало медицинской помощи.
Минздрав рапортует, что на сегодня 100% учреждений, где работают семейные врачи, терапевты и педиатры, вошли в процесс реорганизации по принципу «деньги идут за пациентом». Из них завершили процесс — 95% медучреждений. По данным Минздрава, почти во всех учреждениях первички есть хотя бы один компьютер, подключенный к системе eHealth. Вот только глава Минздрава, рапортуя о достижениях, забывает упомянуть, что качество оказания первичной медицинской помощи на селе, где проживает 30% населения страны, сегодня находится в ужасном состоянии: по данным Минрегиона, почти в 80% сельских амбулаторий отсутствуют водоснабжение и канализация.
«Насколько я знаю, многие врачи в Киеве и Киевской области подписали декларации с пациентами и уже получили необходимый лимит. Есть случаи, когда людям уже некуда обратиться. Все к этому и шло, поскольку семейных врачей на Украине в 2,5 раза меньше от потребности, плюс они неравномерно распределены по территории страны. Судя по всему, единственное достижение реформы первичного звена — теперь больничный лист, не подписав декларацию с врачом, оформить невозможно. И это единственный инструмент влияния и давления Минздрава, чтобы загнать людей на подписание декларации, но при этом, когда люди приходят подписывать декларацию, ее подписывать не с кем», — сказал в комментарии изданию Украина.ру ответственный секретарь ОО «Национальная медицинская палата Украины Сергей Кравченко.
Проваленные закупки
В заслугу Министерству здравоохранения в целом и его главе в частности ставят то, что продолжается закупка государством лекарств через международные организации. Среди адептов Супрун бытует мнение, что эта норма, недавно продленная еще на год, имеет невероятный антикоррупционный эффект: экономия составляет до 40 %.
Однако анализ показывает, что результат закупок лекарственных средств международными организациями неутешителен. С момента перечисления средств международным агентствам прошел год, а поставки препаратов не завершены и не выполнены в полном объеме.
Ответственный секретарь ОО «Национальная медицинская палата Украины» Сергей Кравченко считает, что Ульяна Супрун уже третий год подряд должна быть удостоена награды за сомнительные достижения.
«Этот год не стал исключением: тотальный провал в закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения через международные организации. Как и прежде, у нас отсутствуют иммунобиологические препараты, такие как вакцины и сыворотки, не обеспечено направление онкологии и детской онкологии. Довольно сомнительное достижение по кардиологии, потому что закупленные стенты вызывают много вопросов. Что касается закупок, ситуация за три года не изменилась, и при этом во время голосования бюджета ночью изменениями к законодательству протянули продление международных закупок еще на год. Это очередное шулерство, махинации международной фармацевтической мафии в сговоре с высшим руководством нашей страны», — пояснил Сергей Кравченко.
Кроме того, отметил эксперт в сфере здравоохранения, в стране по-прежнему отсутствует государственная программа по борьбе с онкологическими заболеваниями.
«Последняя закончилась 31 декабря 2016 года. И это касается еще ряда государственных программ. Складывается впечатление, что руководство Минздрава вообще не знает, что такое государственная программа, которая финансируется из государственного бюджета, и эти деньги имеют целевое назначение. И это очередное сомнительное достижение министерства», — подчеркнул Кравченко.
Эпидемия кори
Естественно, что результат нехватки вакцин не заставил себя ждать. На Украине продолжает свирепствовать эпидемия кори — количество заболевших растет день ото дня. Всего с начала года корью заболели 52 349 человек (из них 33 000 — дети), при этом для 11 детей и 4 взрослых болезнь завершилась летальным исходом. Страна, увы, является бесспорным «лидером» в Европе: на Украину приходится половина случаев заболевания корью на континенте.
В Минздраве заявили, что остановить распространение болезни может только вакцинация.
«Минздрав рассказывает, что вакцина есть и все хорошо, а вспышки кори постоянно возникают в той или иной области, что приводит к тяжким последствиям. Вакцины КПК просто нет. Они ее и купить не могут, потому что три года в Минздраве не могли сформировать адекватную заявку и провести системные закупки», — считает Кравченко.
Трансплантация
В Минздраве пообещали совершить прорыв в трансплантации органов уже с начала 2019 года. Но есть одно «но». Новый закон о трансплантации, который должен был бы заработать и вывести в новом году эту медицинскую отрасль на новый мощный уровень, может заблокировать все пересадки органов на Украине. Дело в том, что Министерство здравоохранения за полгода должно было создать информационную систему потенциальных доноров и реципиентов, написать около 30 актов, которые бы регламентировали работу системы трансплантации, создать новую для Украины специальность трансплантат-координатора и обучить нужное количество людей, но ничего из этого не сделано.
Более того, руководство Минздрава фактически уничтожило центр трансплантации красного костного мозга, который находился в структуре и на базе национальной больницы «Охмадет», обращает внимание Сергей Кравченко.
«Отделение трансплантации костного мозга было единственным, где детям делали пересадку от частично совместимых родных доноров. Уволили руководителя центра детской онкогематологии Светлану Донскую и заведующего отделением трансплантации костного мозга Олега Рыжака. Трансплантацию детям, больным онкогематологическими заболеваниями, делать некому. Уникальная лаборатория можно сказать, что тоже уничтожена», — констатировал Сергей Кравченко.
Чего ждать в следующем году
По мнению чиновников Министерства здравоохранения, экстренная медицинская помощь должна отвечать только на важнейшие вызовы, когда жизнь пациента находится действительно под угрозой. Именно поэтому вызовы на высокую температуру, давление или другие некритические заболевания экстренной медпомощью осуществляться не будут. Поэтому в связи с реформированием экстренной медицинской помощи запросы населения на помощь при повышенной температуре или давлении должны выполнять врачи «первички».
Складывается впечатление, что семейному врачу можно будет звонить в три часа ночи, а сам врач будет, вероятно, посменно жить в специально отведенных квартирах своего участка. Конечно, там, где правильно сформировали сетку заведений первички, такие вопросы можно решать на местном уровне, путем принятой программы по неотложной помощи. И местные бюджеты могут финансировать транспорт, водителя, фельдшеров, оказывающих неотложную помощь в пределах отдельной территориальной громады. Но таким образом конституционные гарантии даже по оказанию медицинской помощи в неотложных состояниях перекладываются на плечи местных бюджетов. Но, похоже, иначе исправить ошибки Минздрава не удастся, иначе будут страдать люди.
В следующем году в здравоохранении Украины все будет только хуже, уверен Сергей Кравченко. «Медицинская отрасль вновь недофинансирована: 2,9% ВВП в бюджете выделено на здравоохранение. То есть финансирование отрасли идет по остаточному принципу. Руководство Минздрава — это абсолютно бесполезные люди, которые не борются за эту отрасль. Все их управленческие решения приводят к коллапсу и ведут к увеличению заболеваемости и смертности. Поэтому, к сожалению, приходится констатировать факт, что в следующем году будет еще хуже — заболеваемость, распространение болезней и смертность будут только увеличиваться», — прогнозирует Кравченко.