Длина авиагиганта составляет 84 метра, размах крыльев — 88,4 метра, а высота равна высоте шестиэтажного дома. Вес «Мрії» составляет 285 тонн, при стандартной крейсерской скорости, сравнимой со скоростью гораздо более легких пассажирских авиалайнеров — 800 км/ч.
Над созданием этого гигантского транспортника работали промышленные мощности всей огромной страны — поскольку он служил одним из ключевых элементов последнего масштабного советского авиакосмического проекта «Энергия—Буран».
«Мрія» должна была транспортировать к месту старта космические корабли типа «Буран», а также топливные баки сверхтяжелых ракет, которые выводили их в космос. Больше того, в перспективе ее планировали использовать в качестве летающего космодрома — для воздушного запуска советских челноков, что позволяло в несколько раз удешевить стоимость космических грузов.
Все это являлось советским ответом на американскую космическую программу «Стратегическая оборонная инициатива» — поскольку советское командование рассчитывало построить с помощью «Бурана» станции советской космической ПРО, используя ее для отражения космических атак со стороны США. А потому считалось, что темпы реализации данного проекта критически важны для защиты СССР от угрозы из космоса.
Впрочем, официально «Мрія» позиционировалась в СССР в качестве гражданского самолета — к примеру, считалось, что ее можно будет использовать не только в космических программах, но и для перевозки тяжелых инженерных конструкций, необходимых для освоения и разработки газовых месторождений Сибири. А главное, она должна была пробудить изрядно просевшую гордость советских людей, которые с замиранием сердца смотрели по телевизору на этот летающий дом, перевозивший на своем киле не совсем обычный для глаза жителей Страны Советов «Буран».
Ан-225 во многом опередил свое время — благодаря тому, что на его разработку были брошены лучшие инженерно-конструкторские кадры, без оглядки на материальные расходы. Самолет был спроектирован и построен на Киевском механическом заводе, под руководством Виктора Толмачева, на базе серийного сверхтяжелого транспортника Ан-124 «Руслан». Однако отдельные компоненты машины разрабатывались, а также изготовлялись в Ташкенте, Ульяновске, Москве, Воронеже, Горьком и Запорожье — так что огромный самолет можно назвать общесоюзным детищем, строительство которого контролировали на самом высшем уровне, непосредственно из Кремля.
«В 1985 году на Политбюро ЦК КПСС было принято решение о развертывании работ по постройке самолёта Ан-225, и необходимо было разворачивать работы как на КМЗ, так и в масштабах Министерства авиационной промышленности (МАП). На всех заводах, участвующих в кооперации и поставляющих комплектующие, шла очень тяжёлая, напряжённая работа, так как сроки были очень жёсткие. В создании, постройке, лётных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч учёных, конструкторов, инженеров, военных, лётчиков, рабочих и других специалистов бывшего СССР», — вспоминал об этом конструктор Анатолий Вовнянко.
«Машину мы сделали чрезвычайно быстро — всего за четыре года, — вторил ему известный киевский инженер Олег Богданов. — Использовали агрегаты хорошо зарекомендовавшего себя Ан-124 «Руслан» — это крылья, фюзеляж и двигатели. Но «Мрія» на пятнадцать метров длиннее «Руслана». И на столько же шире — за счет размаха крыльев, ведь на каждом установлено не по два, как у Ан-124, а по три реактивных двигателя общей тягой почти 150 тонн. В первый полет «Мрію» поднял экипаж под командованием летчика-испытателя Александра Галуненко, ставшего впоследствии Героем Украины, причем награжденного Золотой Звездой №1».
Изначально советское руководство планировало постройку 10-15 самолетов-гигантов. Однако в результате развала СССР, который обесценил амбициозные космические программы рухнувшей «Империи Зла», «Мрія» до сих пор существует в единственном экземпляре — готовые детали для второй машины до сих пор лежат в ангарах Гостомеля.
Там же целых семь лет простоял первый самолет, который прославился на весь мир после транспортировки космического корабля «Буран». С него даже сняли шесть мощных двигателей, установив их на «Русланах», — так что казалось, что гигант больше никогда не поднимется в воздух. И только на исходе девяностых годов генеральный конструктор АНТК Петр Балабуев решил использовать уникальную машину в коммерческих целях вместе с «Русланами» и тяжелым самолетом Ан-22 «Антей».
С тех самых пор «Мрія» возит по свету габаритные грузы — например яхту короля Испании или живых жирафов. Этот заработок, как правило, совмещается с чем-то вроде увеселительных шоу, когда тысячи людей в Латинской Америке, Австралии или Канаде приходят посмотреть на удивительный самолет, который беззастенчиво позиционируют в качестве украинского чуда техники — несмотря на его общесоюзный бэкграунд.
Ан-225 установил около двухсот пятидесяти мировых рекордов — причем его первые полеты сразу же дали сто десять мировых авиационных рекордов, что само по себе представляет собой исторический и непревзойденный рекорд. Многие годы «Мрія» конкурировала только со своими собственными показателями.
Так, в 2004 году она перевезла двести пятьдесят тонн спецтехники компании Zeromax GmbH из Праги в Ташкент с промежуточной посадкой в Самаре, а в августе 2009 года транспортник в очередной раз попал в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонны — немецкого генератора для новой армянской электростанции. Еще через года «Мрія» перевезла самый длинномерный груз в истории воздушных транспортировок — две лопасти огромного ветряка длиной 42,1 метра каждая. Но главное — самолету до сих пор принадлежит абсолютный рекорд грузоподъёмности — 253,8 тонны, который вряд ли будет побит в ближайшее время.
Увы, несмотря на все формальные достижения, подобное использование несостоявшегося летающего космодрома «Мрія» все равно походит на использование микроскопа в качестве молотка. Ведь подлинным предназначением этой машины было участие в космических программах, ради которых его и создали, используя для этого ресурсы несуществующего в наши дни государства.
В 2018 году 7 июня в России скончался выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрія» Виктор Ильич Толмачев — который родился в Курске, многие годы работал в Киеве и был знаковой фигурой для украинского и российского авиастроения. Его смерть стала поводом вспомнить о программе строительства сверхтяжелых самолетов типа «Руслан», которой совместно занимались Россия и Украина — вплоть до событий 2014 года.
Отмена этой программы окончательно оставила нашу страну без полноценного современного авиастроения, и теперь у нее осталась лишь старая советская «Мрія» — мечта когда-нибудь вернуть себе утраченный с развалом СССР космос.