«Важно, чтобы трехсторонние газовые переговоры (Украина-ЕС-РФ) возобновились в январе на политическом уровне», — написал он.
#Ukraine's role as a transit country for gas strategic to the EU. It is important that #TrilateralGasTalks at a political level resume in January. With PM @VGroysman on the margins of the 5th Association Council between the EU and Ukraine. pic.twitter.com/LtB1QzJ7VY
— Maroš Šefčovič🇪🇺 (@MarosSefcovic) 17 декабря 2018 г.
Шефчович также приветствовал достигнутый Украиной прогресс в создании Фонда энергоэффективности.
«Потенциал Украины в сфере энергоэффективности огромен: если ее повысить до среднего уровня по ЕС, то экономия была бы равна потреблению энергии в Испании в течение всего года», — подчеркнул вице-президент Еврокомиссии.
Шефчович сообщил, что пригласил Украину и Россию в Брюссель провести в январе 2019 года следующий раунд трехсторонних переговоров по газу на политическом уровне. Он также ожидает участия в этих переговорах представителей «Нафтогаза» и «Газпрома».
Европа не хочет рисковать стабильностью поставок голубого топлива. Ранее директор Европейского энергетического сообщества (ЕЭС) Яниз Копач в весьма резких выражениях потребовал от украинских властей незамедлительно начать анбандлинг — процесс создания оператора газотранспортной сети (ГТС), независимого от руководства Украины.
Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» должна подписать договор по передаче акций ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) до конца первого квартала 2019 года, сказал Копач. То есть, обращаем внимание, до выборов президента Украины.
Действие нынешнего договора заканчивается 1 января 2020 года. А из-за того, что нынешние украинские власти фактически разорвали отношения с Москвой, судьба подписания нового транзитного соглашения под большим вопросом.
По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, основной камень преткновения в транзитном договоре — объемы прокачки газа через украинскую ГТС.
«Главный вопрос касательно договора на транзит, согласно апелляции Украины в Стокгольмском арбитраже, это то, сколько газа должно быть транзитировано через территорию Украины», — сказал эксперт в комментарии изданию Украина.ру.
В то же время в данный момент обсуждение этого вопроса невозможно, поскольку «Газпрому» просто не с кем договариваться, рассказал сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«Газпром», насколько мне известно, сказал: о чем нам договариваться с Коболевым (гендиректор «Нафтогаза». — Ред.), если вы, Украина, собираетесь передавать свою ГТС новому оператору? А нового оператора до сих пор нет», — подчеркнул эксперт в комментарии изданию Украина.ру.
ЕС давно пытается обеспечить эту стабильность, и третий энергопакет — один из его главных инструментов. Создание операторов ГТС, независимых от властей стран-транзитеров, предохраняет ЕС от попыток использовать транзит как политический рычаг.
Но все это не касается Украины. Именно Порошенко наиболее эффективно использует ГТС для мягкого, но последовательного шантажа ЕС. И поэтому поддержка Евросоюза была ему обеспечена не случайно.
«Срыв транзита в Европу, от которого пострадают все — и «Нафтогаз», и «Газпром», и Европа, — это страшное оружие. И угрозы сорвать транзит — это реальный вариант надавить на всех одновременно», — считает Дмитрий Марунич.