Защитники Ефремова дали беспрецедентную пресс-конференцию. По словам адвоката Евгения Солодко, Ефремова силой вытащили из скорой помощи для продления меры пресечения, что равносильно пыткам, а защите даже не дали высказать свою позицию.
Скандал: как судьи препятствовали оказанию медицинской помощи ложно обвиняемому
Как сообщил Солодко в ходе сегодняшней пресс-конференции, ухудшение состояния здоровья его подзащитный почувствовал еще 26 ноября. Однако вместо прописанных капельниц и постельного режима Ефремова 3 декабря доставили в суд, где творился настоящий беспредел.
«Состояние здоровья Ефремова ухудшается. Коллегия врачей прописывает капельницы и постельный режим для него. Документ был направлен в суд, который, вместо того чтобы прислушаться к этому, переносит заседание на воскресенье. Конвой не доставляет Ефремова из-за его состояния, не позволяющего участие в заседании. Тогда суд назначает заседание на понедельник. Ефремов принял в нем участие, но его состояние плохое. Вызывается скорая помощь, врачи оформляют документ и определяют стационарное лечение, помещают в машину. Но председательствующий судья Пелиха дает команду не выпускать скорую с территории суда, а затем и вовсе силой доставить Александра Сергеевича на заседание. Как это назвать? Кем нужно быть, чтобы в зале суда игнорировать документы и предписания врачей о стационарном лечении?» — отметил Солодко.
«Ефремова со скорой вытаскивают, набрасываются 7 человек и затаскивают в зал судебных заседаний, заламывая руки. Лишают защиту права изложить свою позицию, лишают права Ефремова высказаться, он говорить не мог, поскольку задыхался. Давление падает 60 на 90. Это скотство. В итоге суд удалился в совещательную комнату и оставил его под стражей», — негодовал адвокат.
Во время заседания врачи утверждали, что экс-нардеп испытывал проблемы с глотанием и имел несвязную речь. Ими был поставлен четкий диагноз: гипертонический криз, ишемическая болезнь сердца и прединфарктное состояние. По словам другого адвоката, Андрея Смирнова, суд уже дважды не принимал в расчет документы, свидетельствующие о плохом здоровье обвиняемого, и ходатайство защиты о предоставлении ему надлежащей медицинской помощи. Ранее другой адвокат, Солодко на своей странице в Facebook опубликовал фотографию рук Ефремова с характерными следами гематом от наручников.
Защита апеллирует к тому, что указанные действия судебно-правоохранительной системы являются ничем иным, как пытками, а при принятии решения о продолжении содержания Ефремова под стражей судьи лишь копируют предыдущие постановления, в которых указывается стандартный текст о возможных рисках нахождения его на свободе. Хотя наличие рисков должно пересматриваться каждый раз.
«Оказывается, в этом деле, как выразились судьи, общественный интерес превалирует над личной свободой обвиняемого. Мы видим четкое политическое преследование, поскольку никакой другой цели в этих условиях нет», — рассказала адвокат Елена Лешенко.
В связи с нарушением прав подсудимого адвокаты намерены подавать иски в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), а также добиваться наказания по закону судей и должностных лиц полиции, причастных к пыткам.
Безрезультатный политизированный процесс длиной более 2 лет
Рассмотрение уголовных дел, связанных с экс-регионалом Александром Ефремовым, длится уже более двух лет. Он был задержан Генпрокуратурой в аэропорту «Борисполь» 30 июля 2016 года и все это время находится за решеткой. Политику инкриминируют ряд статей Уголовного кодекса Украины: ч.3 ст.110 («покушение на территориальную целостность и неприкосновенность Украины»), ч.1 ст.111 («государственная измена»), ч. 1 ст.258-3 (создание террористической организации»), ч.3 ст.27, ст.341, ч.5 ст.27, ст.341 («захват государственных учреждений»). С января 2017 года дело передано в Старобельский районный суд Луганской области.
По версии обвинения, именно Ефремов в 2014 г. организовывал захват антиправительственными протестующими, которых в Киеве впоследствии окрестили «сепаратистами», зданий областной госадминистрации (ОГА) и Служюы безопасности Украины (СБУ) в Луганске. Действующий на тот момент депутат Верховной Рады якобы дал распоряжение чиновникам ОГА и депутатам облсовета на установление незаконной власти. При этом все чиновники обладминистрации и депутаты облсовета, непосредственно организовывавшие «мятеж», находятся в розыске, их допрос не представляется возможным. В качестве доказательств прокуратура приводила лишь политические заявления Ефремова о незаконности центральной власти, обосновавшейся в Киеве после победы Майдана, которые, на ее взгляд, делались с целью «дестабилизации общественной обстановки в Луганской области и провокации противостояния местных жителей с правоохранительными органами Украины».
Кроме того, фигурируют там и высказывания Ефремова о том, что Майдан пришел к власти на крови, киевская власть является диктатурой и намерена ущемлять права русскоязычных граждан (что уже фактически стало реальностью в результате новых законов о телевидении и радиовещании, образовании и т.д.).
В целом обвинительный акт представляет собой набор политических клише, а реальные доказательства участия Ефремова в захвате Луганской ОГА и СБУ у ГПУ отсутствуют.
В ходе судебного процесса за 2 года были допрошены 76 свидетелей обвинения, среди которых бывший боец скандального добровольческого батальона «Торнадо» Николай Цукур, действующие политики Олег Ляшко, Андрей Парубий, Юлия Тимошенко и другие. Ни один из них не дал прямых показаний против Ефремова, а пятеро и вовсе заявили о давлении на них прокуратуры с целью получения ложных показаний.
Защита также акцентировала внимание на наличие непроцессуальных контактов между председательствующим судьей Пелихом и прокурорами и на постоянную практику ограничения адвокатов во времени на изложение их позиции.
К слову, нельзя не отметить, что Ефремову предлагали заключить сделку со следствием в обмен на некие показания, которые наверняка должны были касаться участия России в вооруженном конфликте на востоке Украины, но он отказался.
«Если рассматривать все по закону, Ефремова нужно отпускать. Но этого делать не хотят, ибо в его лице нашли козла отпущения, которого спрятали от общественности и рассказывают, что якобы он открыл двери войне. Произошедшее на этой неделе перешло все допустимые границы», — резюмировал адвокат Андрей Смирнов.
Таким образом, «дело Ефремова» фактически полностью развалилось, но его продолжают держать в тюрьме, поскольку власть пытается продемонстрировать хоть какие-то успехи в борьбе с «преступной бандой Януковича». Данный процесс и особенно события, произошедшие в суде 3 декабря, являются ярким показателем откровенного пренебрежения к правам человека, имеющим место в постмайданной Украине.
Что же касается Ефремова, похоже власть хочет просто замордовать его до смерти в тюрьме. И делает это с помощью подконтрольных ей судей.