Первый день военного положения на территории Одесской области прошел под знаком решительной и успешной борьбы с агрессором. Его роль выполняли ни в чем не повинные одесситы, которые в течение многих месяцев борются против незаконной застройки зеленой зоны в районе Гагаринского плато. Утром 28 ноября они вновь собрались у стройплощадки, чтобы перекрыть въезд строительной техники. Однако на участников акции неожиданно накинулись представители национальной полиции, которые брутально разогнали людей, мотивируя свои действия суровыми законами военного времени.
«По словам митингующих, до приезда наряда в полиции обещали, что разгонять митингующих и тем более применять силу правоохранители не будут. Однако, прибыв на место происшествия, полицейские начали разгонять протестующих и избивать их. Это было запечатлено на видео. Как заявляют протестующие, правоохранители оправдывали свои поступки тем, что действуют в рамках режима военного положения. В результате происшествия был задержан и доставлен в Шевченковский отдел полиции один участник акции», — рассказывает об этих событиях местное издание «Зачем».
Под прикрытием этой антитеррористической операции застройщики наконец-то сумели провести на территорию парка строительную технику. И этот инцидент, который может войти в историю Украины как первый случай разгона протестной акции под предлогом режима военного положения, наглядно показывает, что власть намерена бороться с его помощью исключительно против своих же собственных граждан.
Интересно, что в это же время банда неизвестных «активистов» напала на приехавшего в Одессу политика Анатолия Гриценко и жестоко избила его охрану. Однако по странному стечению обстоятельств на месте происшествия не оказалось ни одного представителя местной полиции, которая была слишком занята бескорыстной помощью застройщикам приморского парка.
«Здесь, в Одессе, происходит жирный переход за пределы закона и человечности. Это и есть твоя мобилизация, Петр Алексеевич?» — иронически заявил по этому поводу пострадавший политик, недвусмысленно намекая на заказчика этого беспредела.
Но главными жертвами военного положения, судя по всему, становятся граждане призывного возраста, которые подпадают под очередную волну мобилизационной кампании, спровоцировавшую панические настроения у многих жителей города.
«Весь день читаю в вайбере нашего ОСМД обсуждения того, как в третьем подъезде какие-то люди в камуфляже пытались вломиться к соседу, убеждая его в том, что они представители военкомата и им нужно осмотреть его квартиру на предмет безопасности. Как только остальные соседи пошли на них посмотреть и пообщаться с ними, они сразу ретировались. Наша самая молодая сотрудница, студентка-заочница, проживающая в общежитии, рассказала, как сегодня утром вся их общага проснулась от громких стуков в двери. Это военкомы врывались к пацанам в комнаты и заставляли их подписывать какие-то бумаги. А некоторых за шкирдяк выводили и забирали с собой. Рассказала и о своей сокурснице, которая вместе со своим молодым человеком еле унесли ноги с Привокзальной площади. Там тоже военкомы прямо на улицах хватали молодых парней и подсовывали бумажки на подпись», — написала в «Фейсбуке» одна из одесситок.
Но именно в Одессе, где впервые опробовали репрессивные возможности закона о чрезвычайном положении на территории нелояльных Банковой областей, нашлись смелые и энергичные люди, которые оказали сопротивление дискриминационным действиям власти. Местная организация Союза анархистов Украины сразу же опротестовала закон о чрезвычайном положении в Европейском суде по правам человека, направив туда специально подготовленный иск, который составили сотрудничающие с этой организацией адвокаты.
«Реальная цель военного положения шита белыми нитками и не имеет ничего общего с защитой нашей страны. Она направлена на то, чтобы подавить предвыборную кампанию конкурентов Петра Порошенко на президентских выборах марта 2019 года в тех регионах, где он получил минимальную поддержку в 2014 году. В своем иске мы тщательно разъясняем неправомочность введения военного положения на территории отдельно взятых десяти областей страны. В нашем иске отмечено, что режим военного положения вводится на основании единичного инцидента с непроясненными до конца обстоятельствами. В течение пяти лет войны на Донбассе шли почти непрерывные и открытые столкновения с массой разрушений и жертв. Но украинская власть никогда не считала это основанием для введения военного положения, вспомнив об этой опции только при необходимости оттянуть заведомо проигрышные для нее выборы», — говорит об этом одесский анархист Вячеслав Азаров.
Попытка опротестовать правомочность режима военного положения сразу же получила резонанс как в украинских, так и в международных СМИ, которые проявили заметный интерес к инициативе одесских левых. Конечно, это вряд ли понравилось представителям украинской власти, которая пока еще не может полностью игнорировать критику со стороны европейских правозащитных организаций, им, к сожалению, нельзя закрыть рот с помощью ручных нацистов или спецслужб. Однако важно отметить другое — оперативные действия одесситов явились настоящей пощечиной представителям официальной парламентской оппозиции.
Ее представители, лидеры всевозможных партий и блоков — статусные политики, достаточно влиятельные и весьма богатые люди — ограничились обещаниями опротестовать закон о чрезвычайном положении, но так и не предприняли в этом направлении никаких действий. Это сделали за них обыкновенные граждане, не располагающие серьезным материальным ресурсом и совершенно беззащитные перед возможным ответом со стороны власти. Хотя она вполне может организовать для анархистов серьезные неприятности.
Статусная оппозиция, которая претендует на право говорить от имени миллионов недовольных украинцев, в очередной раз показала свою неэффективность, трусость и конформизм. Но одесситы уже доказали, что народ может сопротивляться произволу своими усилиями, не надеясь на тех, кто столько раз предавал их надежды и отданные на выборах голоса.