Ночью 23 ноября был принят бюджет Украины на 2019 год во втором чтении. За его принятие проголосовали 240 депутатов Верховной Рады при необходимом минимуме в 226 голосов.
Как принимали
В Раде четыре раза голосовали за изменения в бюджет, но никак не могли договориться. В 19:30 в заседании парламента был объявлен перерыв до 21:30. Позже его продлили до 23:30, а потом до часа ночи 23 ноября. Консультации длились всю ночь, а окончательно его приняли в 6 часов утра.
«Бюджет не просто принимали, это была какая-то пародия: сто раз переголосовывали, что-то добавляли, исключали. Я так понимаю, что окончательный текст не имеет ничего общего с тем, что было сначала», — рассказал эксперт.
Зачем принимали
Другой эксперт из Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов отметил, что бюджет был принят в рекордно короткие сроки.
По его словам, причина этого — желание уже в 2018 году получить очередной транш кредита МВФ. Однако само по себе принятие бюджета этого не гарантирует, отметил Попов.
«Этот бюджет так быстро принимался для того, чтобы получить быстрее транш МВФ. Но это не значит, что после принятия бюджета МВФ автоматически даст деньги на том лишь основании, что бюджет принят, закон о нём подписан», — подчеркнул он.
«В принципе впереди ещё целый месяц, и вполне можно успеть. Так что первый транш кредита с весьма большой вероятностью будет получен в этом году», — предположил Блинов.
Однако не только кредит МВФ определил суть принятого депутатами главного финансового документа страны.
«Прянички» к выборам
В значительной степени определяющим фактором стали и грядущие выборы президента и парламента в 2019 году.
«Ближе к президентским выборам Порошенко начнет раздавать прянички, то же самое ожидается и к выборам в Верховную Раду», — заявил экономист Александр Охрименко.
В случае если указанных цифр будет недостаточно, правительство может пойти на разовые выплаты незащищенным слоям населения, а также ветеранам гражданской войны в Донбассе, полагает Охрименко.
«Это бюджет, который несёт в себе некую взятку для мажоритарщиков, которые должны правильно поддержать действующую власть на выборах президента», — считает председатель правления Института украинской политики Константин Бондаренко.
Загадочный фонд Порошенко
Согласно выдержке из документов Верховной Рады по проекту государственного бюджета на 2019 год, в проект заложен 1 млрд гривен для президентского фонда.
«У нас же фактически предвыборный год. Президент не хочет проигрывать эти выборы и не хочет решать этот вопрос за свой счёт. Так что в данной ситуации это более чем красноречивый намёк, на что должны пойти эти деньги», — сказал политолог.
Александр Охрименко, в свою очередь, обратил внимание на то, что для выборов на Украине сумма 1 млрд грн — сущие копейки.
«Сейчас возле президента Порошенко бегает громадное количество экспертов — выборы всё-таки. И каждый что-то советует. Думаю, это совет одного из экспертов, который хочет возглавить этот фонд. Потому что, честно говоря, 1 млрд грн для Украины это жалкие копейки», — констатировал эксперт.
Цифры
Закон о государственном бюджете Украины на 2019 год предусматривает дефицит в размере почти 90 млрд грн ($3,21 млрд). Доходы запланированы на уровне 1,026 трлн грн ($26,64 млрд), расходы — в размере 1,112 трлн грин ($39,71).
Ожидается, что ВВП вырастет на 3%, а уровень инфляции останется в пределах 7,4%. Также бюджет предусматривает рост минимальной зарплаты на 12%. Теперь она будет равняться 4,173 тыс. гривен (около $149).
Повышение пенсий запланировано на март 2019 года, по данным портала правительства Украины, они должны вырасти на 12-17%.
В бюджет традиционно заложены оптимистические показатели, сказал Охрименко. Подобное уже было запланировано в прошлом году, однако исполнить задуманное правительству не удалось, подчеркнул эксперт.
Константин Бондаренко отметил, что принятый бюджет не даёт никакого оптимизма по поводу развития страны и оставляет больше вопросов, чем ответов.