Украинский блогер Карл Волох проснулся сегодня знаменитым. Нет, в украинской блогосфере и раньше знали его как высокопоставленного порохобота, который то и дело транслировал в соцсетях дежурные послания Банковой, и, естественно, не обращали на это никакого внимания. Но вчера Волох нарушил табу нынешней власти, ненароком озвучив главное кредо ее политики, о котором раньше предпочитали помалкивать и у Гройсмана, и у Петра Порошенко.
«Коррупция, которая сохраняется при нынешней власти (на порядок ниже, чем до 2014), является во многом вынужденной — главным образом потому, что власти приходится воровать, дабы на эти деньги хоть отчасти информационно и организационно противостоять атаке объединенных путинско-олигархических информационных войск», — написал на своей странице в «Фейсбуке» Волох. И эти слова в считанные часы взорвали украинский интернет, который ответил на них множеством ехидных реплик и сочных карикатур.
На первый взгляд такая реакция может показаться кому-то странной, ведь в сказанной Волохом фразе нет ничего, что было бы принципиально новым для украинской аудитории. Все неблаговидные и непопулярные действия нынешней власти уже четыре года подряд обосновываются угрозой внешней агрессии. На нее списывают буквально все — бесконечное повышение тарифов, убийственную ликвидацию социальных льгот, бюджетную экономию на образовании, науке и медицине в пользу постоянного повышения военных расходов и даже «вынужденные» отключения воды, тепла или света. На эту тему высказывались все первые лица страны, политический вес которых на порядок превышает более чем скромный авторитет штатного бойца информационной войны.
«Мы как-то слишком бурно реагируем на господина Волоха. Он ведь не сказал ничего такого, чего мы не слышали ранее. «Воровать, чтобы противостоять Путину» — цветочки по сравнению с их предыдущими перлами: «Совершить государственный переворот, чтобы прийти в Европу». «Убить людей, чтобы сохранить мир». «Ограничить права миллионов, чтобы сохранить единство». «Разрушить церковь, чтобы создать церковь». И так далее, и тому подобное. Тут, скорее, удивляться стоит тому, что они так долго искали идеологическое обоснование своему желанию набить карманы за наш счет», — справедливо говорит об этом киевский журналист Вячеслав Чечило.
Однако циничные слова Карла Волоха преодолели некую невидимую черту, за которую прежде не заходила провластная пропаганда. Он затронул тему коррупции, которая является священной коровой постмайдановского правительства и всегда занимала центральное место в риторике его западных покровителей. Да, коррупция росла в Украине из года в год все пять лет господства новой власти, о чем, в частности, свидетельствовали специальные рейтинги международных организаций. Достаточно вспомнить, что в 2017 году Украина заняла 131-е место в Индексе восприятия коррупции международной организации Transparency International, скандально расположившись рядом с Мьянмой и Мексикой. А международная аудиторская компания EY поставила Украину на первое место в мире по уровню коррупции среди более чем сорока исследуемых стран, включая слаборазвитые африканские государства.
Однако украинские политики до последнего отказывались признавать масштабы проблемы, повсеместно рассказывая о том, что коррупционный дракон насмерть поражен огненными мечами Евромайдана. А периодические скандалы, которые вспыхивали вокруг гипотетической собственности Порошенко, «рюкзаков Авакова», бронетранспортеров Пашинского или автомобилей Омеляна, списывались на издержки становления европейской демократии или же объявлялись происками той самой путинской пропаганды.
«За последние несколько лет мы создали структуры, которые признаны миром. Это Специализированная антикоррупционная прокуратура, Национальное антикоррупционное бюро Украины и Национальное агентство по предотвращению коррупции, и первыми запустили электронные декларации. У нас есть практический результат. Наши результаты в борьбе с коррупцией признаны миром», — пафосно рассказывал президент Украины Петр Порошенко.
Слова Карла Волоха на корню разрушили эту благостную картину. Человек, который ассоциировался у всех с действующей властью, публично признал ее воровство, пытаясь обосновать его все тем же дежурным лозунгом войны против Путина. Но даже привычное к пропаганде общество отказывается принять этот очевидно нелепый тезис. Скорее наоборот — отвечая блогеру, многие люди прямо рассуждают о том, что бесконечная война со страной-агрессором является идеальным способом для оправдания бюджетного воровства, называя его подлинной целью нынешней украинской власти.
«А что такого Волох написал? Мы это четыре года повторяем: устраиваем войну, тырим на военных заказах, продолжаем торговать с агрессором, часть украденного тратим на волохов, чтобы дальше разжигали, продолжаем войну. Волох поднял заднюю лапу на святая святых — борьбу с коррупцией. Потому что Запад делает ровно так же — отражает российскую агрессию, часть денег направляет на неполживые СМИ, которые рассказывают о новых приключениях неуловимых Петрова, Боширова, Маши и медведя. Безотходное производство», — иронически описывает эту схему политолог Василий Стоякин.
Камин-аут пропагандиста ставит Банковую в достаточно двусмысленное и не самую удобное положение. Скорее всего, у Порошенко не решатся дезавуировать его слова о правильном, патриотически обоснованном и оправданном воровстве, чтобы не деморализовать потрепанную армию порохоботов, которым приходится вести тяжелые заградительные бои с растущим числом замерзших и ограбленных противников действующих властей. Очень возможно, что политтехнологи президента попробуют сделать хорошую мину при очень плохой игре своего коллеги. Другими словами, они вполне могут расширить и обосновать этот тезис, объявляя коррупционное воровство священной обязанностью патриотов, которым приходится нарушать закон ради высших национальных интересов своей страны. Чтобы прикрыться этим от постоянных обвинений в коррупции, число которых будет постоянно множиться в канун выборов.
Однако мы видим, что магическая формула о борьбе с кремлевской агрессией уже не в состоянии оправдать все прегрешения власти. Она только подчеркивает запредельный цинизм ее пропаганды, вызывая дополнительную ненависть и презрение со стороны множества людей, которые понимают, что их откровенно держат за дураков. Для этих людей ясно: власть ворует не против Путина — власть ворует исключительно для себя.