Столетний юбилей Ленинского коммунистического союза молодежи Украины был встречен в Украине дружным молчанием. Конечно, сетевые националисты не преминули в очередной раз написать о тоталитарном молохе, калечившем юные души через систему коммунистического воспитания молодежи. Однако первые лица страны не поддержали этот порыв полноценной информационной кампанией ненависти с привлечением государственного пропагандистского аппарата. Это было попросту не с руки — ведь это именно их юные души прошли в свое время через стройные ряды комсомола.
Да, это общеизвестный и в чем-то даже комический факт — в членах ВЛКСМ-ЛКСМУ побывали практически все представители современного политического бомонда, включая Петра Порошенко, Олега Тягнибока и Фарион. А целый ряд видных патриотических деятелей — таких как Александр Турчинов, Сергей Пашинский или Юлия Тимошенко — входили в число комсомольских функционеров и по существу начали с Комсомола свою политическую карьеру. А значит, масштабная кампания против комсомольского юбилея была бы для них чем-то сродни действиям выпоровшей саму себя унтер-офицерской вдовы.
Националистам сложно воевать против комсомола, потому что это означает войну против их молодости и против молодости всего своего поколения, которое практически поголовно прошло через ВЛКСМ, в котором на момент развала СССР официально состояло около 26 миллионов советских граждан. Большинство из них до сих пор связывают с этой организацией лучшие годы своей жизни. И эта простая, понятная человеческая ностальгия нивелирует любую, даже самую справедливую критику комсомольского прошлого.
Еще бы — ведь наряду с тошнотворной бюрократической рутиной, глупыми запретами и показным лицемерием официозных мероприятий комсомол мог дать советским подросткам нечто гораздо большее — солидарность, дружбу, любовь, творческую и профессиональную самореализацию, возможность активного участия в общественной жизни и эффективные социальные лифты, которыми, кстати, и воспользовались будущие украинские политики, основывая в восьмидесятых первые коммерческие кооперативы и видеосалоны с подпольным порно.
Конечно, система советского воспитания молодежи несла в себе немало очевидных проблем, и именно эти пороки сделали возможным перерождение бывших вожаков комсомола, которые легко и быстро, на марше, переквалифицировались в профессиональных антикоммунистов, вывернув наизнанку свои прежние идеалы.
Однако согласитесь — весь этот негатив никуда не делся из нашей жизни и в новые, якобы свободные времена.
Хотите поговорить о стукачах советской эпохи? Давайте лучше вспомним вчерашний инцидент с участием народного депутата Владимира Арьева, который вызвал полицию на «Дискотеку восьмидесятых» в киевском Дворце спорта, чтобы стражи порядка отобрали красные галстуки и флажки у самых обыкновенных аполитичных граждан, которые всего лишь желали с ностальгией вспомнить свою пионерско-комсомольскую молодость.
Кто-то ворчит насчет принудительных выездов на трудовые семестры и комсомольские стройки? Но просто сравните это с судьбой современных подростков, которые вынуждены выкапывать в ямах янтарь, валить лес, нелегально пахать на стройках или ехать на клубничные плантации Восточной Европы.
Хотите пожаловаться на комсомольских дружинников, которые когда-то забрали у вас бутылку с портвейном? Но ведь это сущие ангелы по сравнению с нынешними нацистами, которые безнаказанно избивают, травят и даже убивают людей только за то, что их взгляды противоречат идеологическим догмам шовинистического мейнстрима.
Скучные уроки мира, хорошо знакомые молодежи восьмидесятых, сменили пятиминутки ненависти в современных школах. А массовые игры в «Зарницу» разительно отличаются от людоедского милитаризма националистических лагерей, где обучаются сейчас украинские дети, вскидывая руки в нацистском приветствии и обучаясь убивать «врагов Украины».
Итак, мы видим: система идеологического воспитания молодежи по факту сохраняется по сей день, но только в уродливых формах, поскольку она де-факто отдана в Украине на откуп правым фанатикам. Что же касается России, здесь ощущается вакуум государственной политики в молодежной сфере, а недавняя трагедия в керченской школе наглядно продемонстрировала, к чему приводит равнодушный, формально-казенный подход к воспитанию молодого поколения предоставленных себе граждан.
Ностальгия по комсомолу остро свидетельствует о том, что опыт этой организации востребован в наши дни и крайне важен для будущего всех постсоветских стран — ведь потребность в организации молодежи будет существовать во все времена, и вопрос в том, кто и как будет направлять этот процесс. Украину отличает в этом смысле только политическая специфика. Украинские комсомольцы, которые подпольно празднуют в эти дни юбилей создания своей славной организации, чтобы их не привлекли к суду по закону о декоммунизации и не избили за флаги с запрещенной символикой, как будто вернулись во времена оккупации Украины, которые прежде были знакомы им только по роману Фадеева. По иронии судьбы, столетие ВЛКСМ стало для них праздником борьбы. И очень символично, что накануне этой даты нацисты демонстративно осквернили расположенный в Днепропетровске памятник Комсомольской юности при полном попустительстве правоохранительных органов.
Однако мы помним, что переживший годы войны комсомол сыграл важнейшую роль восстановлении разоренной гитлеровцами Украины. И можно не сомневаться, что будущие попытки возрождения нашей страны будут успешными лишь тогда, когда в них будет массово вовлечена молодежь. А главной политической битвой нашего времени станет сражение за разум и сердце новых поколений наших сограждан, в котором встанут новые бойцы, продолжая старую традицию запрещенной организации.