«Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет сам назначил себя архимандритом Киево-Печерской лавры, которая вообще-то принадлежит УПЦ Московского патриархата. Но ведь и Константинопольский патриарх Варфоломей заявил о своих претензиях на нее, так как в середине XVI века у тогдашнего патриарха там была своя ставропигия (монастырь, независимый от местной епархии и подчиненный непосредственно патриарху или синоду. — Ред.)», — сказал Ищенко.
Политолог уточнил, что немало хлопот Филарету может доставить глава Украинской автокефальной православной церкви Макарий, который согласен влиться в состав Константинополя, чтобы его церковь была признана канонической. А Филарет противится Вселенскому патриархату, потому что не хочет отказываться от патриаршества.
«В канонической УПЦ понимают, что все эти раскольники уже давно ушли в политику, и поэтому ее руководство всячески открещивается от автокефалии. Если УПЦ потеряет защиту Русской православной церкви, то такие вот филареты просто растащат ее по кусочкам», — подытожил Ищенко.
17 октября экзархи сообщили, что работают над последним этапом объединительного Собора перед предоставлением томоса об автокефалии. При этом они выразили надежду на сотрудничество со всем духовенством Украинской православной автокефальной церкви, а также с Киевским и Московским патриархатами.
Специалист по вопросам православия Дионис Петров в интервью изданию Украина.ру отметил, что Варфоломею вряд ли удастся создать религиозную структуру, которая могла бы обратиться к Константинополю с просьбой об автокефалии, поскольку в стране существует множество мелких околоцерковных организаций, каждая из которых преследует собственные интересы.