Этот шаг ожидаемо вызвал волну недовольства среди граждан, которые едва успели смириться с предыдущим повышением тарифов. Правительство объяснило этот шаг необходимостью избежать дефолта по внешним долгам, пишет РИА Новости.
Первая ласточка митингов
В то же время тема стала подарком для оппонентов президента Украины Петра Порошенко, которые будут бороться за пост главы государства, используя повышение тарифов на газ в своих предвыборных кампаниях.
По конституции, к полномочиям Порошенко не относится вопрос тарифов, он отвечает за силовой блок и международную политику. Но украинцы, которые не вникают в тонкости распределения полномочий между ветвями власти, по привычке во всех бедах винят президента.
Ряд политических сил спешат воспользоваться этим и уже организовывали митинги, которые пока не имеют массовой поддержки.
Сложные переговоры
Переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) о возобновлении кредитования для Украины длились более полутора лет. Но критическим условием продолжения сотрудничества было как раз повышение цен на газ для населения. Это обязательство Украина взяла на себя еще в 2008 году, когда премьером была Юлия Тимошенко. Однако цена на газ по разным причинам так и не стала рыночной.
На внеочередном заседании 19 октября Кабмин Украины принял решение о повышении цены на газ для населения с 1 ноября на 23,5%. Новая цена составляет 8,5 тысячи гривен (305 долларов по официальному курсу) за тысячу кубометров. В правительстве заявили, что МВФ требовал повышения цен на газ на 60%, однако удалось договориться о компромиссном варианте для дальнейшего кредитования.
По словам премьера Владимира Гройсмана, Украине крайне важно получить новый транш финансовой помощи от МВФ в 2019 году, чтобы не допустить дефолта, так как пик выплат по долгам попадает именно на этот период.
«В период 2005-2013 годов Украина накопила долгов более 50 миллиардов долларов. Почти годовой бюджет страны. Послужили эти средства развитию страны? Нет. Они легли непосильным бременем на плечи каждого из нас. И сейчас мы ищем возможности выплатить эти долги и снизить нагрузку», — написал премьер на своей странице в Facebook.
По его мнению, если Киев не выполнит требование МВФ по цене на газ сейчас, страна вернется во времена гиперинфляции.
Реакция украинцев
Реально оценить это решение правительства украинцы смогут лишь после того, как получат первые «платежки» за тепло ближе к Новому году. Расчеты за услуги ЖКХ по-прежнему остаются на неудовлетворительном уровне, а очередное повышение может повысить уровень неплатежей.
В то же время многие домохозяйства стали отказываться от отопления газом и начали устанавливать твердотопливные котлы, чтобы сэкономить. Часть потребителей газа пытается оформить субсидии и получить помощь государства.
Пользователи социальных сетей ожидаемо негативно отреагировали на решение правительства.
«А можно увидеть скан документа МВФ в Украину, в котором это требование (о повышении цены на газ. — Ред.)? Тогда вопросов не будет! А так документов нет, считаю новым кидаловом народа на бабло», — написал один из пользователей на странице премьера.
«Предлагаю сделать инвентаризацию всех тех, кто был у руля с 2005 года, пройтись посмотреть ваши дома, дачи, машины, бизнес (конечно, проверить, как образовался и платятся ли налоги). Ложится «тягар» (бремя. — Ред.) не на всех вас, «трудяги», а в основном на обычные простые семьи и рабочих», — считает еще один пользователь Facebook.
«Прекратите воровать у государства. Появятся деньги, и не надо плакать о дефолте», — заявил еще один подписчик на странице Гройсмана.
Некоторые украинцы выразили также опасение, что не все нуждающиеся смогут получить субсидии в 2018 году. А некоторые даже предложили вернуть к власти экс-президента Виктора Януковича, при котором цены на газ для населения были низкими.
«Всю это лабуду мы уже слышим пятый год… Немедленно! Слышите, немедленно верните в страну Януковича. При нем газ стоил 73,6 копейки за 1 кубический метр и люди жили зажиточно, а не в нищете, так, как сейчас, считая копейки», — пишет один из пользователей соцсети.
Несмотря на вынужденные меры, и власти, и эксперты признают, стоимость газа для жителей Украины после повышения все равно будет меньше европейской рыночной цены, то есть в перспективе возможно очередное увеличение тарифов.
«Главное как раз в том, что рыночную цену за газ все равно придется платить. Можно заплатить ее самостоятельно. Можно сделать низкие тарифы, но разницу компенсировать за счет наших налогов», — считает политолог Кирилл Сазонов.
По его словам, как бы ни пытались политики спекулировать на теме газа, переход на рыночные цены неизбежен.
«Попытки ручного управления рынком энергоносителей заканчиваются всегда одинаково — Венесуэла лучший пример. Но логика и политика далеко не всегда идут рядом. Иногда политика прекрасно обходится и без этой скучной подруги. Как в нашем случае. Логику и реальность выносим за скобки — готовимся слушать про тарифный геноцид и газ внутренней добычи», — добавил эксперт.
Заложники ситуации
Украинские экономические эксперты считают, что, принимая решение о повышении цен на газ, премьер оказался заложником ситуации: другого выбора у него просто не было.
«Гройсман — заложник ситуации. Выбора у него не было. Либо так, либо вообще никак. Премьер наступил «себе на горло» хотя, судя по всему, не хотел этого очень и очень. Сейчас его попытаются сделать «стрелочником». Важно помнить, что это неправильно. Он просто выполнял обязательства, взятые на себя государством Украина и скрепленные подписями тех, кто сейчас скромно хранит молчание», — сказал украинский экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса считает, что отказ от сотрудничества с МВФ повлек бы за собой неминуемый дефолт, а это значит повышение всех цен, в том числе и на ЖКХ.
«Этот выбор (повысить цены на газ. — Ред.) больше всего похож на дилемму Британии в 1938 году, когда надо выбрать «позор или война». Так вот, выбирая позор, они получили и позор, и войну. Так и с дефолтом. Если бы вы выбрали его, то получили бы и дефолт, и рост цен на газ, который бы неминуемо ожидал украинцев, ведь с дефолтом бы пришла девальвация, которая бы потянула за собой рост абсолютно всех цен, в том числе и цен на коммуналку. И не факт, что всего лишь на 23,5%», — считает эксперт.
По его словам, подъем тарифов на газ нужен был именно для того, чтобы МВФ объявил о новой программе.
«Украине нужен не сам транш МВФ, а скорее факт сотрудничества с фондом. Факт, который подтверждает адекватность Украины, что дает возможность привлекать средства инвесторов и официальных кредиторов. Это в свою очередь позволит безболезненно пройти турбулентный предвыборный период, избежать резких колебаний курса гривны (сезонные движения никто не отменял, но они будут вменяемые) и сохранить экономический рост», — считает Фурса.
Предвыборный пиар на газе
Решение правительства повысить цены на газ больше всего играет на руку тем украинским политикам, которые заявили о намерении бороться за пост президента в марте 2019 года. За полгода до выборов лучшего подарка они и представить не могли.
Учитывая, что зима продлится до самого дня выборов, эта тема, наряду с сокращением категорий получателей субсидий, неизбежно станет ключевой на все последующие месяцы и будет лейтмотивом критики действующего президента. Глава государства пока не заявил о намерении баллотироваться на второй срок, однако СМИ давно пишут о начале работы его предвыборного штаба.
Эксперты считают, что предвыборная кампания президента, которая строится на трех тезисах о создании собственной церкви, восстановлении армии и защите украинского языка, может пойти прахом, «споткнувшись» о платежки.
«Украинцам говорят, мол, радуйтесь, что вам только на 23,5% повысили цену на газ, могли бы и больше. Это провал рейтингов власти. Можно долго рассказывать о томосе, о вере, но платежки — это лучшая контрагитация против власти. Сложности с предвыборной триадой Порошенко («армия, вера, язык») возникнут, когда украинцы начнут получать повышенные платежки», — считает политолог Алексей Якубин.
Новые цены на газ как никто успешно в предвыборной кампании будет использовать лидер президентской гонки, глава партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко. Ее рейтинги начали расти в 2015 году как раз на критике повышения тарифов ЖКХ. Политик уже пообещала, что после «прихода к власти» ее команда снизит тарифы на газ до «рентабельной адекватной цены».
«Прогнозируемо, что именно этот месседж очень скоро появится на ее рекламных бордах, поскольку новая серия с «сильной экономикой» и профилем в костюме Клэр Андервуд (героиня американского сериала «Карточный домик». — Ред.) размываются на фоне других обещаний многочисленных кандидатов в президенты», — считает замглавы фракции «Народный фронт» (украинской «партии войны») в Верховной Раде Виктория Сюмар.
Очевидно, что этой темой воспользуется и лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко, который постоянно критикует сотрудничество Киева с МВФ. Его партия уже потребовала созвать внеочередное заседание парламента и разобраться с тарифами.
По мнению главы украинского центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, какими именно будут рейтинговые последствия повышения цены на газ для каждого из кандидатов, станет понятно уже в декабре, когда украинцы получат первые «платежки».
«В ближайшее время будет скорее информационный эффект, а вот реакция на платежки проявится к концу года», — полагает эксперт.