По материалам, которые предоставила Earthsight, на первом месте среди импортеров украинской древесины с сомнительным происхождением находится компания Egger — второй в мире по объемам производитель деревянных панелей, и ее два ближайших конкурента — Kronospan и Swiss-Krono, а еще польская целлюлозная фабрика, входящая в крупнейшую в мире бумажную корпорацию International Paper. Кроме того, в списке оказалась дочерняя компания австрийского лесопильного гиганта Holzindustrie Schweighofer, находящаяся рядом с границей Украины. Еще две европейские компании покупают официально запрещенный к вывозу за пределы Украины лес-кругляк — это чешская корпорация Mondi (производит бумажную упаковку) и производитель вискозного волокна компания Lenzing.
«Компании, указанные в нашем исследовании, — это и есть те, кто лоббирует снятие моратория на вывоз кругляка в ЕС», — говорит Лоусон.
В некоторых публикациях украинских СМИ прозвучали обвинения в адрес генпрокурора Юрия Луценко, который, по их мнению, не дает хода расследованию дел о контрабанде леса. При этом Гослесагентство Украины возглавляет бывший соратник Луценко Владимир Бондарь. Сэм Лоусон тоже подтверждает, что расследования тянутся слишком долго.
Украинские эксперты подтверждают, что ситуация с вырубкой лесов в стране является крайне непростой. Так, сообщалось, что неконтролируемая заготовка древесины в Карпатах привела к тяжелым последствиям для экосистемы региона. Еще в 2016 году народный депутат Игорь Шурма с трибуны парламента призывал власти обратить внимание на экологическую обстановку в регионе.
«Почему не спешат принимать Украину в семью Европейского Союза? Потому что там понимают, что мы не уважаем наши национальные богатства. Вырубка деревьев не прекращается. Склоны Карпат лысеют каждый день», — сказал он, отметив, что Министерство обороны страны — один из самых злостных уничтожителей леса.
«Вырубают не только представители Министерства обороны, но и местное население. Мы уничтожаем Карпаты. Более того, это коррупция. Если она проявляется в очередях древесины на границе, то возникает вопрос: ЕС, который борется с коррупцией, почему покупает этот лес?» — резюмировал Шурма.
Как сообщало издание Украина.ру, настоятельные рекомендации европейских чиновников о начале поставок украинского леса за границу связаны вовсе не с заботой об активной внешнеторговой кооперации Киева с иностранными партнерами — они обусловлены острой нехваткой собственного леса в странах ЕС.
Дело в том, что в государствах, обладающих необходимыми ресурсами, например, Финляндии, действуют жесткие ограничения на вырубку. Соответственно, возникает потребность в импорте кругляка, а Украина, где 16% территории покрыто лесами, отлично подходит на роль поставщика.
Экономист Виктор Скаршевский на своей странице в Facebook отмечал, что население Украины невольно поощряет контрабанду леса из страны, покупая зарубежные товары, произведенные с использованием украинского леса-кругляка.
«Контрабанда леса-кругляка и одежда в киевском H&M. Что общего? Австрийская компания Lenzing покупает украинский лес-кругляк, производит из него вискозное волокно, а одежда, изготовленная из этого волокна, продается в сетевых магазинах, в том числе H&M. Так что, покупая одежду в недавно открытом в Киеве магазине H&M, есть высокая вероятность, что мы покупаем частичку контрабандного леса-кругляка», — написал он.
Отметим, что президент Украины Петр Порошенко подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов».
Согласно новому закону, несанкционированная рубка и уничтожение лесных культур и молодняка теперь будет наказываться строже — штрафы за такие нарушения возросли в несколько раз.
В документе содержатся также благие поручения исполнительной власти страны разработать комплексную программу восстановления украинского лесного фонда, его защиты от природных и рукотворных катаклизмов, а также от вредителей и болезней.
Отметим, что, по данным Гослесагентства, за прошлый год из Украины вывезено более 1 млн тонн топливной древесины, а с начала нынешнего года — около 660 тысяч тонн. Причем более 90% такого товара экспортируют лесные хозяйства, принадлежащие государству.