Член фракции «Оппозиционный блок» Евгений Балицкий, несмотря ни на что, намерен отстаивать права представителей национальных меньшинств и поэтому будет по-прежнему выступать в парламенте на русском языке, даже в случае вступления в силу закона о языке. Он напомнил, что статья 10 Конституции Украины гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств.
«Хотя я и говорю на украинском, не буду этого делать, поскольку мой родной язык — русский. Этого уже не изменить. Пусть меня выгоняют из политики, из депутатов, но мой дед погиб 9 мая 1945 года — я буду последним подонком, если предам все идеалы, которыми жил, и сдамся. Я офицер, оканчивал лётное училище, и есть вещи, через которые я никогда не переступлю. Я продолжу говорить на русском языке», — заявил в интервью изданию «Известия» Балицкий.
Его однопартиец Татьяна Бахтеева уверена, что закон о языке в конце концов столкнёт украинцев, потому что в любой полиэтнической стране всегда есть люди, которые могут не владеть государственным языком в совершенстве. Политик сказала, что в парламенте ей придётся всё-таки выступать на украинском, но за его пределами она будет говорить на своём родном языке — русском.
«Украина — многонациональное государство, как можно заставить людей исполнять этот закон, не нарушая их базовые права? Даже многие народные депутаты, поддержавшие закон, выступая на трибуне на украинском, между собой разговаривают на чистом русском языке. При этом с русскоязычными парламентариями специально переходят на украинский», — отметила Бахтеева.
9 октября на просьбу ведущей телеканала «Россия-1» Ольги Скабеевой дать комментарий депутат Верховной Рады Борислав Берёза, который входил в состав украинской делегации на заседании ПАСЕ в Страсбурге, сказал, что не понимает «кацапскую мову». Однако журналистка напомнила политику, что 15 минут назад он разговаривал на русском языке.
Закон об обеспечении функционирования украинского языка как государственного, принятый Верховной Радой в первом чтении, фактически уничтожает все языки национальных меньшинств и принуждает к общению на украинском, а также учреждает должность уполномоченного по защите украинского языка, который по своему усмотрению сможет посещать ведомства и органы государственной власти и требовать предоставить те или иные документы.