А затем в одной машине, украшенной президентскими штандартами глав России и Белоруссии, Владимир Владимирович и Александр Григорьевич отправились к месту переговоров по обновленным улицам, украшенным госфлагами двух братских стран.
Прелюдия к саммиту
Могилёв сильно выиграл от этого саммита. Ведь в позапрошлом году Лукашенко публично назвал его худшим из областных центров страны и жестко поставил руководству задачу изменить ситуацию к лучшему в кратчайшие сроки. Начать он рекомендовал с въезда в город со стороны Минска. Случайно или нет, но именно к приезду Владимира Путина этот самый въезд украсила триумфальная арка в честь 750-летия Могилева. Правда, годовщина эта отмечалась в прошлом году. Зато было обновлено дорожное покрытие улиц, возведена роскошная лестница с каскадными фонтанами к Днепру, достроен самый давний долгострой, Белорусско-Российский университет, и так далее. Начальство города и области может отрапортовать о выполнении поручения белорусского президента. Владимиру Путину Могилев понравился. Высокий гость лично отметил его чистоту и ухоженность, что широко цитировали местные СМИ.
Но всё это было лишь тематической прелюдией к главной теме встречи двух президентов Союзного государства — восьмой по счету и совсем не последней в 2018-м. Отношения двух стран непростые, существует масса накопившихся взаимосвязанных проблем. Но о трудностях говорить публично в этом формате не принято. Поэтому пресса ищет в официальных заявлениях двух глав государств особые знаки, чтобы по ним, как по звездам, судить о состоянии российско-белорусских отношений и их перспективах.
О чем не говорят вслух
Накануне визита Путина Лукашенко встречался с новым послом России в Белоруссии, Михаилом Бабичем. Из того, что зафиксировали телекамеры, стало ясно: процесс утверждения нового главы российской дипмиссии в Минске и правда был сложным. А в освещении этой темы в белорусских и российских СМИ было много негатива. Лукашенко опроверг слухи о том, что собирается в отставку. Он назвал Москву главным партнером Минска, но публично заявил, что никто и никогда не требовал вхождения Белоруссии в состав России. Зачем об этом публично заявлять, если таких разговоров не было, Александр Григорьевич не пояснил.
Вместе с тем очень многое в российско-белорусских отношениях покрыто туманом гостайны. Но кое-что из этих секретов не утаишь ни в каком, образно говоря, мешке. И главное тут — деньги. Минску нужно перекредитоваться, то есть рефинансировать внешний долг. И сумма не секрет: почти полтора миллиарда долларов. Для России, конечно, незначительная. Белоруссии необходимо перенести платеж по кредиту на сумму около 1 млрд. Но это не все. Также нужно 25 млрд долларов на финансирование разных совместных проектов.
Взамен Москва хочет получить контроль над использованием своих одолжений и субсидий в рамках Союзного государства.
Это — основное. Есть множество второстепенных вопросов. Например, Минск хочет отмены роуминга с Россией. А еще отмены пограничных округов, введенных в 2017-м. И так далее.
Москва, в свою очередь, хочет более согласованной с ней внешней политики Белоруссии, большей лояльности к России в вопросах отношений с ЕС, Украиной и Китаем. Вот вокруг всех этих вопросов и идет политический торг. Минск предлагает Москве дорожную карту, на которой «сначала стулья — потом деньги». То есть сначала кредиты и субсидии от Москвы, а потом политические шаги от Минска. Россия, со своей стороны, хочет гарантий, что взамен денег получит те стулья, которые обещаны, а не табуретки.
О чем говорят вслух
Если говорить о фактах, то в 2015 году Минск отказался продать Москве долю ключевых заводов ВПК, в 2016-м — размещать базу Военно-воздушных сил РФ. Затягивается вопрос продления аренды двух российских РЛС на территории Белоруссии. Зато Минск активизировал сотрудничество с Китаем, создав систему залпового огня «Полонез».
Особая тема — взаимоотношения с Украиной, в том числе военно-технические, о чем Украина.ру уже писала. В этом отношении к фактам со стороны официального Минска можно отнести резкие заявления президента Белоруссии, сделанные 5 октября. Среди них самыми заметными были те, где Лукашенко признал, что сотрудничество с Россией в области безопасности не даёт 100% гарантии и оно не навсегда. Что белорусско-китайский «Полонез» — старый проект. И самое странное — о том, что в случае агрессии все население страны получит оружие, а враг — «ракету в окно» и ДРГ на своей территории. Что имел в виду Александр Григорьевич, говоря последнее, стало загадкой для всех. Впрочем, белорусский президент умеет и любит оставлять простор для интерпретаций своих заявлений.
Демонстрация братства
В день встречи на высшем уровне над Могилевом было безоблачное небо, около 20 градусов тепла, стояло настоящее бабье лето. Президенты тепло общались друг с другом, Александр Лукашенко назвал Могилев не только белорусским, но и русским городом.
Россия в 2019 году рассмотрит вопрос рефинансирования кредита Белоруссии на 630 млн долларов. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко пообещала, что отмена роуминга с Белоруссией — дело ближайших полутора лет. Возмещение потери Минском скрытой субсидии Москвы от налогового маневра в нефтегазовой отрасли России в размере 2 млрд долларов — обсуждается. Объем поставок российской нефти в Белоруссию в 2019 году сохранится на прежнем уровне в размере 24 млн тонн по трубопроводам. Правда, бензин, дизель и мазут в следующем году Москва Минску поставлять не будет.
Почему? Чтобы они не попали на Украину, например.
Демонстрация небратства
Впрочем, есть на безоблачном могилевском небе российско-белорусского саммита и тучи. За сутки до встречи с послом России Александр Лукашенко встречался и с представителем ЕС, генеральным секретарем ОБСЕ Томасом Гремингером и пообещал ему «открыть двери» Белоруссии для западных партнеров. «Говорите, что мы должны сделать. Мы готовы сделать больше для безопасности на нашем континенте», — цитирует президента Лукашенко мировая пресса.
Немного раньше Александр Григорьевич беседовал со своим старым знакомым, коллегой, партнером и третьим президентом Украины Виктором Ющенко. Последний прибыл в Минск по личному приглашению главы белорусского государства. Сегодня Ющенко называют возможным преемником Кучмы на переговорах в Минске по Донбассу. Официально два политика обсуждали именно эту тему. Разговор за закрытыми дверями длился более часа.
Ну и конечно же — МВФ. Минск рассчитывает возобновить прерванный год назад диалог с Нью-Йорком по поводу предоставления Фондом выгодного займа на сумму в 3 млрд долларов. Это страховка на случай, если вопрос миллиарда от Москвы не будет закрыт. Ведь в 2019 году Белоруссии предстоит выплатить 3,7 млрд долларов по внешним долгам. В начале сентября Белоруссия получила кредитный рейтинг и от Пекина, что позволяет ей размещать свои облигации на сумму до полумиллиарда долларов на китайском рынке.
Апофеоз многовекторности
Наконец, не самым главным, хотя и весьма впечатляющим свидетельством поистине многовекторной политики Минска служит тот факт, что следующей площадкой для общения представителей регионов стран-соседей будет Гомель. Всего через две недели после Могилева второй по величине город Белоруссии примет участников украинско-белорусского форума, аналогичного сегодняшнему.
Свое участие в нем подтвердили представители 18 областей Украины. Состоится ли при этом визит Петра Порошенко, пока не известно.