После решения Верховной рады, буквально на следующий день, стало известно, что «NewsOne» сменил собственника и руководство — бывший владелец и руководитель СМИ Андрей Портнов уступил права на управление каналом Тарасу Козаку, близкому к Виктору Медведчуку. Предполагаем три версии происходящего.
Версия 1: Электоральная накрутка Петра Порошенко
Этот вариант самый очевидный. Все политики майданного лагеря ориентируются на одну электоральную группу — радикальных националистов. Группа небольшая (не дотягивает до 20%), но гиперактивная, сейчас — интегрированная в органы власти, официальные и неофициальные силовые структуры. В общем, она может постоять за свой выбор (похоже, даже сам Порошенко не очень-то верит в то, что выборы не закончатся майданом).
Эта группа очень не любит «прокремлевских пропагандистов». Тут надо понимать, что доля «1+1» в информационном пространстве Украины намного выше, и этот канал также критичен к власти. Но особой идиосинкразии у националистов он не вызывает, потому что социально близкий и антимайданные комментаторы там встречаются нечасто.
Принятие соответствующего постановления Рады — существенный шаг навстречу националистам. Интересно, что конкуренты Порошенко на этом электоральном поле (Юлия Тимошенко, прежде всего) в поддержке решения не колебались… Правда, теперь президенту придется доводить дело до конца — если каналы останутся в эфире, это будет расценено как проявление слабости, а Тимошенко, Гриценко и другие будут строить свою кампанию при том, что уж при них-то решение будет точно внедрено.
Версия 2: «Ударная взгонка» Виктора Медведчука
Вступление Виктора Медведчука в партию «За жизнь» многие аналитики рассматривали и рассматривают как способ возвращения его в публичную политику. Медведчук, в первую очередь, мастер теневых комбинаций. Каждое его появление в публичном пространстве после 2007 года было событием, но продолжения, как правило, не имело. Исключение — деятельность движения «Украинский выбор», которое, правда, осталось именно общественным движением, не претендуя на статус политической партии. Сейчас же Медведчук пришел в чужой политический проект.
Медведчук, конечно, политический тяжеловес, но он должен был принести с собой что-то еще (учитывая, что «Украинский выбор» сейчас активно не работает). Этим чем-то стал 112-й канал, который связывают с Медведчуком, и теперь, после довольно забавной схемы со сменой собственников — «NewsOne». Обладая двумя этими ресурсам (а закрыть их теперь будет сложнее), Медведчук может претендовать на лидерство в антимайданной оппозиции, даже и не имея (пока) рейтингов, как у Бойко и Рабиновича.
В этой схеме не ясна роль Порошенко. У него-то прямой заинтересованности в таком развитии событий нет. Президенту было бы выгоднее оставить Медведчука в виде своего переговорщика в Минске и Москве, а не сталкиваться с ним на выборах и вообще в политике, как с официальным оппозиционером. Тем более, что на выборы Медведчук наверняка не пойдет, потому спекуляции на тему, что он лучше Бойко проиграет президентские выборы, лишены смысла.
Скорее всего, Порошенко решал свои задачи, а Медведчук — свои. Но способы решения, как минимум в одном пункте совпали — на «NewsOne».
Версия 3: Решение вопросов управления«NewsOne»
Портнов в качестве человека, контролирующего канал, пожалуй, беспокоит Банковую больше, чем Медведчук.
Портнов за границей и он очень резко критикует власть (хотя его ругань легко счесть проявлением слабости и бессилия).
Медведчук — на Украине. Он, хотя и оппозиционер, но связан внутренними обязательствами, в частности — с президентом, в рамках поддержания отношений с Россией. В общем, он — системный и уже этим может быть интереснее президенту.
Поэтому вся многоходовка может быть направлена именно на то, чтобы оставить канал под украинским контролем, то есть убрать из него неприятного и совсем уж чуждого нынешнему режиму Портнова.
Но, может, все дело просто в стратегии защиты канала, который реально хотят закрыть — Портнов может выиграть дела в Европе, но канал не спасет. У Козака и Медведчука на Украине возможностей если не предотвратить, то, по крайней мере, задержать закрытие канала, намного больше.