Схватка между различными антикоррупционными ведомствами на Украине, которые подконтрольны конкурирующим политическим партиям, с приближением выборов выходит на новый уровень. В борьбе антикоррупционеров с другими антикоррупционерами уже, похоже, стали применяться все грязные методы избирательной кампании, в том числе и лжереклама от имени кандидата, с помощью которой конкуренты стараются его очернить или «подставить».
Казус Сытника
1 октября в киевском метрополитене появились рекламные щиты («ситилайты») с фотографией директора Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) Артема Сытника, который обещает 3 октября, на ближайшем заседании комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции раскрыть фамилии топ-коррупционеров. В рекламе отмечается, что трансляция этого заседания комитета состоится на всех каналах украинского телевидения.
В повестке дня комитета действительно на 15:00 3 октября запланирован отчет Сытника: «Об обсуждении отчета о деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины в течение предыдущих шести месяцев (I полугодие 2018) с участием директора Национального антикоррупционного бюро Украины Сытника А.С.».
Однако весь казус в том, что Сытник утверждает, что такой рекламы не заказывал, и называет ее «провокацией». Сытник намерен также подать иск по поводу незаконного использования его изображения. В пресс-службе НАБУ также отрицают свою причастность к появлению плакатов с руководителем бюро.
«НАБУ оказалось в центре медиакампании. Мы не знаем, кто тот «добродетель», уплативший деньги за наружную рекламу в метро и на радио, но официально заявляем, что Бюро не имеет к этому отношения», — говорится в сообщении на странице ведомства Facebook.
Но сама пресс-служба НАБУ делает еще более шокирующие заявления, утверждая, что раскрытие имен коррупционеров во власти от имени Сытника якобы заказали сами коррупционеры.
«Из почти 200 млрд грн, которые «присвоили коррупционеры во власти, может найтись копейка оплатить и не такую кампанию» — утверждают в НАБУ.
Получается достаточно парадоксальная ситуация: НАБУ знает о коррупционерах во власти, приписывая им эту рекламу, но всячески открещивается от заявлений о планах раскрыть их имена. Таким образом, Сытник попадает в достаточно неловкое положение: либо он докажет, что его ведомство не борется с коррупцией во власти, если 3 октября «сеанс разоблачения» не состоится, либо, разоблачая их, тем самым подтвердит, что «прорекламировал эти разоблачения в метро заранее. А в результате, в любом случае, отчет Сытника становится ударом по нему самому — и со стороны коррупционеров во власти, и со стороны антикоррупционных ведомств, и со стороны украинских силовых ведомств.
САП против НАБУ или кто мог подставить Сытника?
Если Сытник действительно заказывал эту рекламу с целью попиариться и заработать на будущем отчете политический капитал, то буквально через два дня его обман вышел бы наружу, если он не намерен обвинять топ-коррупционеров во власти. И если эжто так, зачем опровергать это рекламное послание? Но зачем это Сытнику, который от рекламы отказывается?
Таким образом, скорее всего, рекламу заказали его противники. И здесь в первую очередь тень подозрения падает на «конкурирующую фирму» — Специальную антикоррупционную прокуратуру (САП), которая сцепилась с НАБУ «не на жизнь, а на смерть».
Выступать с отчетом о своих результатах борьбы с коррупцией на заседании профильного комитета Сытник должен был еще 19 сентября, но тогда заседание сорвалось из-за конфликта между работниками двух конкурирующих антикоррупционных «фирм» — НАБУ и САП, подконтрольных президенту и министру внутренних дел Авакову, соответственно.
Тогда САП обвинила НАБУ в попытке сделать подкоп под их здание, проложить кабель и установить у них прослушку, а руководитель САП, Назар Холодницкий, обвинил сотрудников НАБУ в избиении его водителя. Оба ведомства написали друг на друга заявления в полицию. Напомним, что генпрокурор Луценко и НАБУ уже давно добиваются отставки главы САП Холодницкого, выдвигая против него обвинения, в том числе и в уводе от уголовной ответственности сына министра МВД Авакова Александра (дело «рюкзаков Авакова»). В свою очередь со стороны САП в адрес Сытника звучали обвинения в махинациях с недвижимостью в Киеве. Кроме того, САП обвинила НАБУ в систематическом «сливе» секретной информации.
Политический подтекст
На предстоящих выборах Аваков и подконотрольная ему САП, судя по всему, намерены поддержать Юлию Тимошенко. Фактически, антикоррупционные органы, равно как и силовые структуры, стали пешками в предвыборной борьбе между кланом президента и кланом «Народного Фронта». О негласной «войне» между НАБУ и САП на днях заявил и генпрокурор Луценко.
«Руководитель САП и руководитель НАБУ вообще между собой не общаются. Более того, ведут очную и заочную войну между собой», — заявил Луценко. Украинский адвокат Игорь Черезов резюмировал противостояние двух структур словами: «Следущий шаг — тупо перестрелка».
Стоит отметить, что западные страны в этом конфликте, похоже, заняли сторону НАБУ, поставив его даже в пример европейским коллегам. «На основании объективного анализа, который сделали коллеги из Евросоюза и коллеги из американской стороны, в том числе и с ФБР, о сотрудничестве с НАБУ, можно сделать вывод о качестве работы и независимости этой организации. В непростом среде, где они должны работать, этот уровень очень высок — уровень независимости, уровень качества, которое предоставляет украинскому обществу такая организация, как НАБУ, оно становится примером для многих организаций европейских стран, в том числе, в части качества, независимости и добродетели работы», — так похвалила на днях ведомство Сытника руководитель Антикоррупционной инициативы ЕС в Украине Эка Ткешелашвили.
Украинские СМИ предполагают, что поддержка НАБУ исходит даже не столько со стороны Администрации президента Украины, сколько со стороны «евроооптимистов» и части американского истеблишмента. Сам же Сытник, чувствуя эту поддержку, заявлял накануне миссии МВФ, что судьба новых кредитов якобы напрямую зависит от вопроса: останется ли его конкурент Холодницкий на посту главы САП.
Такое противостояние антикоррупционеров фактически парализует работу обоих ведомств, занятых «междоусобицей», что как раз на руку коррупционерам из всех фракций власти.
Борьба антикоррупционеров между собой становится все более ожесточенной по мере приближения выборов нового «наместника» западных стран на Украине. При этом, все фракции власти в Киеве прекрасно понимают, что «борьба с коррупцией» — некая идея-фикс западных партнеров, поэтому для удержания власти необходимо много и часто говорить (но вовсе необязательно бороться) о ней.
Что же касается реальной борьбы, то ее просто нет — на нее нет времени у антикоррупционных ведомств, ведущих войну друг с другом.